Спрос на услуги риэлторов и компаний по автотехобслуживанию упал, цены на турпоездки и санаторный отдых выросли, а услуги ломбардов и рекламных агентств подешевели, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг во II квартале 2016 года. Анализ основан на результатах ежеквартальных опросов Росстатом руководителей более 5,5 тысяч сервисных организаций.
Недостаток спроса остается главным препятствием для развития российского сервиса. Во II квартале о снижении спроса сообщили 29% предпринимателей (в I квартале — 32%).
Пострадали в первую очередь рекламные, риэлторские, авторемонтные услуги. Заметно уменьшилась востребованность ломбардов. Население, вероятно, смогло приспособиться к более низкому уровню потребления, научилось соотносить доходы с расходами и обходиться без ломбардных кредитов, предположили авторы мониторинга.
Сервисные организации продолжили терять прибыль. Чаще всего во II квартале об этом заявляли руководители туристических фирм и предприятий техобслуживания автотранспорта. При этом, по оценкам предпринимателей, в туристическом и санаторно-курортном бизнесе существенно увеличились цены, а в ломбардном и рекламном, наоборот, снизились.
Деловой климат в сфере сервиса по-прежнему неблагоприятный. Основной показатель — общеотраслевой индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) не вышел из минусовой зоны. Вместе с тем впервые подрос, прибавив 3 п.п. после рекордно низких (–9%) в двух прошлых кварталах.
Отрицательные значения индекса во II квартале сложились в 12 из 14 наблюдаемых видах деятельности. «Уверенными (ИПУ со знаком плюс) остались только руководители туристических, санаторно-курортных и страховых компаний. Туристические в разной степени сумели переориентироваться на внутренние направления, страховые держатся за счет обязательности значительной части их услуг, санаторно-курортные «продолжают пожинать плоды краха зарубежного туризма», объяснили в Центре конъюнктурных исследований.
Основными факторами, суммарно обеспечившими небольшую, но положительную динамику всего рынка услуг, в ЦКИ назвали:
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
Анализируя результаты данного обследования, можно констатировать, что сфера услуг впервые за два последних года подала робкие признаки жизни. Оценки основных показателей деятельности организаций и рассчитанный на их основе индекс предпринимательской уверенности наконец-то превзошли минимальные значения двух предыдущих кварталов.
Свидетельствует ли это о зарождении позитивного тренда или является лишь временным эффектом, пока сказать трудно. Можно предположить, что предприниматели уже приспособились к новой реальности и научились выживать в создавшихся условиях. В любом случае для дальнейших выводов надо подождать результатов следующего раунда обследований. Однако можно предположить, что больших сюрпризов они не преподнесут, и сфера услуг, при отсутствии новых шоков, продолжит дрейф в зоне неблагоприятного делового климата без резких взлетов или падений. Каких-либо причин для кардинального оздоровления этого сектора экономики, полностью зависимого от состояния потребительского спроса, пока не видно.
Полный текст мониторинга «Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2016 года» (PDF, 920 Кб)
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!