Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Как культура управляет экономикой

Как культура управляет экономикой

АВТОРЫ ДОКЛАДА:

Екатерина Борисова, ведущий научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Анна Кулькова, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории политических исследований, аспирант департамента политической науки НИУ ВШЭ.

Культура активно влияет на экономику. Так, религиозная принадлежность определяет отношение человека к перераспределению, а язык, на котором он говорит, — склонность к сбережениям и здоровому образу жизни. Чуждое для определенной культуры имя может стать причиной дискриминации его носителя на рынке труда. А если бы страны обладали таким же высоким уровнем межличностного доверия, как в Швеции, уровень ВВП в них был бы заметно выше: на 546% — в Африке, на 69% — в России, на 29% — в Чехии, на 17% — в Италии, на 7% — в Германии.

Екатерина Борисова и Анна Кулькова проанализировали влияние культурных факторов на экономическое развитие в статье «Культура, имена и экономическое развитие». Они подготовили аналитический обзор исследований различных культурных компонентов и акцентировали внимание на влиянии культуры на поведение человека, что позволяет понять механизмы воздействия культуры на экономику.

Работа на доверии

Культурные нормы оказывают влияние на индивидуальное экономическое поведение, к примеру, на предрасположенность к предпринимательству и готовность делегировать полномочия подчиненным. Доверчивые люди в большей степени склонны становиться предпринимателями, чем подозрительные. При этом высокий уровень межличностного доверия увеличивает их шансы быть обманутыми, а низкий грозит недополучением прибыли. Доверчивые руководители бизнеса дают творческую свободу подчиненным, делегируя им полномочия, а руководители с низким уровнем доверия, наоборот, стараются держать власть в своих руках.

От того же доверия зависят особенности рынка труда. Если уровень межличностного доверия в стране высокий, важную роль будут играть профсоюзы. В противном случае, работники ищут поддержку у государства. Отсюда две различные системы защиты их прав: «северная», характерная для стран Северной Европы с более высоким уровнем доверия, и «южная», распространенная в странах Южной Европы. Первая модель гибче и эффективнее: государство гарантирует потерявшему работу помощь в поиске новой, но не защищает от увольнения. Во второй оно устанавливает правила, при которых уволить сотрудника непросто. Но если он неквалифицированный, такая «защита» оборачивается снижением производительности труда в компании.

Вера в ад мотивирует к труду

Эмпирические исследования показали, что религиозные традиции, формирующие у верующих отношение к функциям государства и представления о надлежащем экономическом поведении, могут серьезно влиять на экономику стран.

Верующие в сравнении с атеистами менее склонны поддерживать госполитику перераспределения. Это может быть вызвано тем, что государственную систему соцстрахования заменяют религиозные общины, которые в случае чего помогут и поддержат. В итоге «в более религиозных странах налоги не так высоки, поскольку религиозные люди сами выполняют функции государства по социальному страхованию внутри общин», отметили ученые.

Масштабные данные по разным странам показали, что вера в ад положительно сказывается на отношении к работе. Вера в рай или в жизнь после смерти такого влияния не имеют. «Негативная мотивация — страх, в этом случае более эффективна», — утверждают исследователи.

Разные религиозные доктрины вырабатывают неодинаковое отношение к труду и по-разному «поддерживают дух капитализма». Так, последователи протестантских традиций более трудолюбивы, чем католики, а протестантские страны по уровню социально-экономического развития опережают католические, выяснили ученые. Объяснение этому выдвинул еще Макс Вебер: в католицизме труд традиционно «не имел никакого отношения к перспективам спасения, был лишь необходимым злом», а в протестантизме труд и предпринимательство стали нравственно оправданными и общественно полезными.

Живем – как говорим

Язык большинства граждан той или иной страны формирует их индивидуальные предпочтения, которые, в свою очередь, могут влиять на политику в сфере занятости. С количеством в языке женских и мужских личных местоимений (например, «его»/«ее») связана поддержка дискриминации женщин на рынке труда: чем больше количество гендерно окрашенных личных местоимений в языке, тем выше вероятность, что его носитель будет поддерживать приоритет мужчин при устройстве на работу. А от самого наличия такого деления местоимений зависит продолжительность оплачиваемого декретного отпуска: в государствах с «дискриминирующим» языком она меньше, чем в странах, где личные местоимения не разделяются на женские и мужские.

От языка зависит склонность людей к накоплениям. Если будущее время в нем отделяется от настоящего особой грамматической формой (как в русском), оно кажется далеким, и человек начинает относиться к своей жизни менее ответственно. «В среднем в странах, где говорят на языках с четким разделением настоящего и будущего времени, доля сбережений в ВВП на 4,7% меньше. Носители языка, в котором для выражения будущего используется настоящее время, к моменту выхода на пенсию накапливают на 39% больше, для них на 24% меньше вероятность курения и на 13% менее вероятно ожирение», — констатировали авторы статьи.

Эффект имени

Имя человека предопределяет многое в его жизни. По имени можно узнать о происхождении его носителя, разделяемых им нормах поведения, «предсказать» его успех на рынке труда и в личной жизни.

Чуждое для определенной культуры имя способно ограничить или закрыть доступ на рынок труда. Этот эффект, подтвержденный экспериментальными исследованиями в разных странах, называется статистической дискриминацией. От кандидатов с «другими» именами работодатель заранее ожидает худшую производительность, их либо не вызывают на собеседование, либо они получают предложение о работе с меньшей зарплатой. Экономические санкции за «неправильное» имя выявлены во многих странах, в том числе в таких развитых как Швеция, Нидерланды, Франция, США.

Изменение имени на созвучное культуре места проживания меняет и отношение к человеку. Для мигрантов такой шаг значительно увеличивает заработок и вероятность трудоустройства. В 30-х годах прошлого века в США иммигранты, поменявшие имена на популярные местные, стали зарабатывать в среднем на 14% больше. Доходы выходцев из Африки, арабских и славянских стран в Швеции увеличились на 26% после получения ими шведских фамилий.

См. также:
Экономике поможет культура
Религия влияет на экономическое развитие

Жители благополучных стран чаще доверяют незнакомцам
Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,16 июня, 2016 г.