Когда инициатива ВШЭ проект «100 книг» превратилась в поручение Президента в адрес министерств образования и культуры – разработать список из 100 книг, которые должна прочить наша молодежь для самообразования, я подумала: зачем ВШЭ породила этот проект? И после того, как мне пришлось поработать над его реализацией, поняла: быть может, для того, чтобы общество ясно в этом зеркале увидело и себя, и ответ на вопрос – есть кризис в образовании или нет?
С одной стороны, общество мгновенно приняло этот проект как значимый. За то время, пока проект разворачивался, мне и другим его участникам пришлось дать порядка 50 интервью, 8 телеканалов рассказали о проекте в своих эфирах, в том числе и в топовое время. Всем казалось понятным, что тема важная, про нее нужно говорить.
Но в итоге мы зафиксировали несколько значимых болевых точек. Все 83 региона прислали свои варианты того, какие книги должны читать наши дети. Нет, в присланных из регионов списках ста лучших книг не оказалось книги Брежнева «Поднятая Целина», но там были названия вроде «4 года во власти с Путиным», «Великие достижения русских на пути демократизации» и тому подобное.
Всего на 100 мест в списке мы получили 5986 предложений. Нам пришлось исправить 2000 ошибок. К ним относилось включение в список произведений, входящих в действующую программу (что противоречило критерию дополнительности «внесклассности»), включение произведений зарубежных авторов (что тоже не соответствовало формату проекта); ошибочное приписывание произведений тому или иному автору, или же создание именных конструкций типа «Михаил Илларионович Чехов» или «Александр Семенович Пушкин» – эта ошибка встречалась чаще всех. А ведь списки составляли региональные эксперты и подписывали чиновники департаментов образования…
250 наиболее часто упоминаемых книг были выставлены на публичное голосование. За две недели на сайт зашло 116 тысяч человек, зарегистрировались и проголосовали 3184 человека. Мы получили некоторую картину тех книг, которые, с точки зрения участников опроса, должны прочитать молодые люди. Вот первая десятка: «Двенадцать стульев», «А зори здесь тихие», «Два капитана», «Алые паруса», «Вий», «Идиот», «Золотой теленок», «Белый Бим, черное ухо», «Понедельник начинается в субботу». Из поэтов лидером стал В. Высоцкий. Заметьте – главная книга для российской молодежи, по мнению общества – Ильф и Петров «Двенадцать стульев»…. Это говорит о многом.
Выяснилось, что представление о молодежи, что она не читает ничего – абсолютно ложное. Молодежь создала свой список, но он разошелся со списком взрослых более, чем на 80%, слегка пересекаясь только в зоне истории. Правда, здесь они совпали только потому, что перечень книг по истории и у педагогов и у молодых людей крайне ограничен, а вот – пересечение списков возникает только на двух именах Карамзина и Ключевского.
Встревожила неготовность педагогов включать в список произведения из современного литературного потока, последующий анализ показал, что с этим потоком многие эксперты просто не знакомы; в отличие от молодежи, которая делала акценты именно на этих книгах.
Хочу отметить еще одну беду, которая для нас стала ясной в процессе работы: в списки не вошла ни одна книга по экономике, ни одна книга, которая связана каким-то образом с осознанием технократической сущности современного бытия, туда не вошли работы по философии, психологии и т.д. Они равно не были знакомы ни взрослым, ни детям. Это очень важная часть картины, которую проект «100 книг» еще раз зафиксировал: для того, чтобы получить образование в средней школе, а часто и в высшей школе, не нужно читать ничего, кроме учебников, плохих или хороших. И это очень серьезная проблема в контексте развития гуманитарной культуры в нашей стране.
Елена Казакова, профессор ВШЭ в Петербурге, профессор СПбГУ, в 2000-2007 гг. – директор известной негосударственной Школы им. А.М. Горчакова, координатор проекта «100 книг».
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!