Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Уроки для педагогов

Уроки для педагогов

Рост разрыва в подготовке профессиональных кадров, лучшие инициативы по повышению конкурентоспособности вузов, отрицательный эффект от года в школе – темы первого номера журнала «Вопросы образования» за 2013 год

OPEC.ru представляет краткий обзор только что вышедшего номера ежеквартального журнала «Вопросы образования». 

Сегодня реформа высшего образования – едва ли не самый острый политический вопрос, потому что от его решения зависят жизненно важные вещи: здоровье нации, безопасность страны. Социологи Дмитрий Диденко и Григорий Ключарев на материале массовых экспертных социологических опросов, проведенных в 2009-2011 годах, показывают, что современная высшая профессиональная школа отстает по всем системным показателям.

В то время как для того, чтобы сравняться с передовыми странами, необходимо развитие на опережение, функционально и ресурсно система ориентирована в основном на подготовку кадров для догоняющего типа развития экономики и общества, что гарантирует консервацию отставания от мировых лидеров. И 90% высших учебных заведений, в которых обучаются около 80% студентов, реализуют модель именно догоняющего образования. Отсюда следует, что разрыв между потребностями в опережающем развитии и преобладающим способом воспроизводства кадров растет в геометрической прогрессии.

Перед российскими вузами стоит задача возвращения в международную систему высшего образования, и ее решение неразрывно связано с проблемой повышения их конкурентоспособности. В статье Джамила Салми и Исака Фрумина «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» проанализированы инициативы последних 15 лет разных стран мира по достижению выдающихся результатов в университетском образовании. На основании международного опыта и оценки последних преобразований в системе высшего образования в России авторы приходят к выводу, что целями проектов по повышению конкурентоспособности российских университетов должны быть: интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и пост бакалавриата в ведущих университетах; адресная помощь перспективным молодым исследователям; интернационализация образования; реформа управления.

Падение читательской культуры обсуждается в последнее время на правительственном уровне. Например, список «100 книг» предложен Президентом для школьников и студентов как одна из самых срочных мер по исправлению ситуации. Поэтому статья Юлии Тюменевой и Юлии Кузьминой как нельзя более точно попадает в острую тему. Авторы ставят серьезный вопрос: «Что дает год обучения школьнику?» Используя результаты исследования PISA-2009, они анализируют динамику грамотности чтения школьников. Сравниваются данные семи стран: России, Чехии, Венгрии, Словакии, Германии, Канады и Бразилии – условия воспитания в семьях, стартовые ожидания и подготовка, снижение читательской активности от начальных классов к старшим. Применительно к России результаты получены неутешительные. Оказалось, что после перехода от начальной школе к средней каждый следующий год обучения дает отрицательный эффект – показатели средней грамотности для данной возрастной категории начинают ухудшаться.

Педагог – ключевое звено в школьной жизни. От уровня его компетенций и самой личности учителя во многом зависит успех или провал многих образовательных проектов. Тема профессиональной подготовки учителей – одна из фундаментальных в реформировании системы образования на всех его уровнях. Поэтому столь ценен продуктивный опыт, который можно почерпнуть в европейской и американской практике. В статье Александра Сидоркина рассматривается профессиональная подготовка учителей в США. Система аккредитации и профессиональные стандарты педагогических факультетов, а также некоторые инновации в педагогическом образовании Америки – все это лежит в поле зрения автора. Анализируя опыт американских вузов, автор ставит ряд вопросов, касающихся возможности адаптировать эти уроки применительно к российской почве.

В номере также опубликована статья Джеймса Пола Джи «Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI веке». Ее предложил член Международного консультативного совета журнала «Вопросы образования» профессор Стив Керр из Университета в Сиэтле, поскольку тема игр и оценивания в образовании сейчас очень актуальна в США.

Автор считает, что существует определенный набор ситуаций, где формальное обучение применимо, но в целом «учащиеся должны понимать, что они делают и зачем, и уметь поместить свое обучение в контекст значимых практик и способов бытия в мире». Он приводит примеры, характерные для ситуации обучения и развития в XXI в. Среди них - инновационный способ обучения алгебре через компьютерное моделирование законов механики, самостоятельное овладение компьютерными технологиями посредством компьютерной игры, методики подготовки антитеррористических подразделений и др.

Как пишет доктор психологических наук Катерина Поливанова в своем комментарии к материалу: «Перед нами необычная статья, она многослойна, и смыслов в ней немало, каждый читатель сам выстроит свой собственный. Мне же представляется, что эта работа задает необычный для российского читателя ракурс рассмотрения того, как происходит присвоение нового знания».

 

17 апреля, 2013 г.