OPEC.ru представляет краткий обзор только что вышедшего номера ежеквартального журнала «Вопросы образования».
Сегодня реформа высшего образования – едва ли не самый острый политический вопрос, потому что от его решения зависят жизненно важные вещи: здоровье нации, безопасность страны. Социологи Дмитрий Диденко и Григорий Ключарев на материале массовых экспертных социологических опросов, проведенных в 2009-2011 годах, показывают, что современная высшая профессиональная школа отстает по всем системным показателям.
В то время как для того, чтобы сравняться с передовыми странами, необходимо развитие на опережение, функционально и ресурсно система ориентирована в основном на подготовку кадров для догоняющего типа развития экономики и общества, что гарантирует консервацию отставания от мировых лидеров. И 90% высших учебных заведений, в которых обучаются около 80% студентов, реализуют модель именно догоняющего образования. Отсюда следует, что разрыв между потребностями в опережающем развитии и преобладающим способом воспроизводства кадров растет в геометрической прогрессии.
Перед российскими вузами стоит задача возвращения в международную систему высшего образования, и ее решение неразрывно связано с проблемой повышения их конкурентоспособности. В статье Джамила Салми и Исака Фрумина «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» проанализированы инициативы последних 15 лет разных стран мира по достижению выдающихся результатов в университетском образовании. На основании международного опыта и оценки последних преобразований в системе высшего образования в России авторы приходят к выводу, что целями проектов по повышению конкурентоспособности российских университетов должны быть: интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и пост бакалавриата в ведущих университетах; адресная помощь перспективным молодым исследователям; интернационализация образования; реформа управления.
Падение читательской культуры обсуждается в последнее время на правительственном уровне. Например, список «100 книг» предложен Президентом для школьников и студентов как одна из самых срочных мер по исправлению ситуации. Поэтому статья Юлии Тюменевой и Юлии Кузьминой как нельзя более точно попадает в острую тему. Авторы ставят серьезный вопрос: «Что дает год обучения школьнику?» Используя результаты исследования PISA-2009, они анализируют динамику грамотности чтения школьников. Сравниваются данные семи стран: России, Чехии, Венгрии, Словакии, Германии, Канады и Бразилии – условия воспитания в семьях, стартовые ожидания и подготовка, снижение читательской активности от начальных классов к старшим. Применительно к России результаты получены неутешительные. Оказалось, что после перехода от начальной школе к средней каждый следующий год обучения дает отрицательный эффект – показатели средней грамотности для данной возрастной категории начинают ухудшаться.
Педагог – ключевое звено в школьной жизни. От уровня его компетенций и самой личности учителя во многом зависит успех или провал многих образовательных проектов. Тема профессиональной подготовки учителей – одна из фундаментальных в реформировании системы образования на всех его уровнях. Поэтому столь ценен продуктивный опыт, который можно почерпнуть в европейской и американской практике. В статье Александра Сидоркина рассматривается профессиональная подготовка учителей в США. Система аккредитации и профессиональные стандарты педагогических факультетов, а также некоторые инновации в педагогическом образовании Америки – все это лежит в поле зрения автора. Анализируя опыт американских вузов, автор ставит ряд вопросов, касающихся возможности адаптировать эти уроки применительно к российской почве.
В номере также опубликована статья Джеймса Пола Джи «Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI веке». Ее предложил член Международного консультативного совета журнала «Вопросы образования» профессор Стив Керр из Университета в Сиэтле, поскольку тема игр и оценивания в образовании сейчас очень актуальна в США.
Автор считает, что существует определенный набор ситуаций, где формальное обучение применимо, но в целом «учащиеся должны понимать, что они делают и зачем, и уметь поместить свое обучение в контекст значимых практик и способов бытия в мире». Он приводит примеры, характерные для ситуации обучения и развития в XXI в. Среди них - инновационный способ обучения алгебре через компьютерное моделирование законов механики, самостоятельное овладение компьютерными технологиями посредством компьютерной игры, методики подготовки антитеррористических подразделений и др.
Как пишет доктор психологических наук Катерина Поливанова в своем комментарии к материалу: «Перед нами необычная статья, она многослойна, и смыслов в ней немало, каждый читатель сам выстроит свой собственный. Мне же представляется, что эта работа задает необычный для российского читателя ракурс рассмотрения того, как происходит присвоение нового знания».
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!