Эксперты Центра мониторинга качества образования Ю. Тюменева и Ю. Кузьмина анализировали «прибавку» читательской грамотности у 15-летних школьников, опираясь на международный образовательный мониторинг PISA-2009 (Programme for International Student Assessment), который проводит Организация экономического сотрудничества и развития. Помимо достижений в чтении, этот тест измеряет также умение школьников применять на практике свои знания по математике и естественным наукам.
Исследователи оговариваются, что результаты учащихся в PISAпредставляют собой кумулятивный эффект возраста, опыта обучения (раньше или позже ребенок пошел в школу), учебной программы, а также домашней среды учеников – «отделить влияние обучения от всех остальных факторов достаточно сложно».
В целом по итогам PISAроссийский показатель читательской грамотности составляет 459 баллов. Это заметно ниже средней международной «планки» – 500 баллов. Россия намного отстает от Канады, лидера с 524 баллами, а также от Германии (497) и Венгрии (494). Чехия набрала 478, а Словакия – 477 баллов. Зато Бразилия оказалась далеко позади России – у нее лишь 412 баллов.
Но это «абсолютные» измерения знаний. Что же касается относительных – годового прироста навыков, то здесь авторы подчеркивают интересный нюанс. Оказалось, что социально-экономический статус учащихся – их семейный «бэкграунд» в социальном, финансовом и культурном плане – для трех стран – России, Бразилии, Канады – почти не влияет на прибавку достижений за год (что, уточняют авторы, отнюдь не означает, что у детей с разными социальными показателями «абсолютные» результаты PISAравны). Этим тройка стран отличается от всех остальных.
Так, в Германии наблюдается негативная связь между социально-экономическим «багажом» школьника и эффективностью его обучения. Авторы статьи делают предположение, что немецкая программа обучения в большей степени учитывает потребности детей с низкими социально-экономическими ресурсами, чем с высокими. В Словакии и Венгрии ситуация противоположная: школы успешнее обучают детей из семей с благополучным «бэкграундом».
Эффективность обучения на общеобразовательных программах в России много выше, чем эффективность, оцененная в отношении всех программ вместе (с учетом не только школ, но и колледжей и техникумов). 15-летние учащиеся учреждений среднего профессионального образования (СПО) сильно проигрывают в успешности обучения своим ровесникам, получающим образование в средней школе.
«Для российских школьников, следующих общеобразовательной траектории, обнаруживается значимый грейд-эффект [эффект одного года обучения] – 26,6 балла, – пишут Тюменева и Кузьмина. – И это хорошая новость на фоне отсутствия какого-либо эффекта от года учебы для всех 15-летних».
Так что школа, так или иначе, остается действенным средством повышения читательской грамотности для 9- и 10-классников, подчеркивается в статье. Грейд-эффект «точно показывает вклад школьного обучения в национальные достижения».
Так авторы статьи оценивают обучение детей, после 9 класса оказавшихся в системе профессионального образования. Доля таких ребят – примерно одна пятая.
Если 15-летние школьники продвигаются в читательской грамотности, то 15-летние студенты колледжей и техникумов, напротив, снижают свои показатели. Отсюда и вытекает почти нулевой результат прироста читательской грамотности для всех детей этого возраста в совокупности (школьников и учащихся учреждений СПО).
При этом нельзя точно указать момент, когда начинает проявляться «эффект ПТУ», комментируют Тюменева и Кузьмина. «Если ребенок своей личной историей «приговорен» к уходу из школы после 9-го класса, то антиципация этого события – школой, родителями, да и самим ребенком – будет сказываться на эффективности его обучения с начальной школы», – убеждены авторы статьи.
Отрицательный эффект СПО характерен не только для России. «По данным PISA, учащиеся профучилищ систематически показывают результаты ниже, чем ученики общеобразовательных школ», – подчеркивают Тюменева и Кузьмина. Программы профобразования имеют плохую репутацию во многих странах, поскольку «не только воспроизводят изначальное социальное неравенство через систему профподготовки, но и пагубно влияют на формирование различных умений», приводят авторы работы мнение ряда зарубежных исследователей. «В случае концентрации плохо успевающих детей на программах профессионального образования теряется позитивный эффект группы сверстников», – добавляют Тюменева и Кузьмина.
Авторы статьи делают несколько любопытных замечаний по поводу успешности «апгрейда» в знаниях в школе.
См. также:
Первые результаты международной программы PISA-2009. Материалы для обсуждения
Кузьмина Ю.В., Тюменева Ю.А. Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 164-191.
Высшая школа европеизируется неравномерно
Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы
Российские ученики учатся ради школы, а не ради жизни
Колледжи пытаются встроиться в рынок
Публикация подготовлена в рамках совместного проекта журнала «Вопросы образования» и OPEC.ru
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!