Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Ограничение процента кредита Южной Африке не помогло

Ограничение процента кредита Южной Африке не помогло

Около года в коридорах российской власти обсуждается административное ограничение максимальной ставки по потребительским кредитам. Обоснование – забота государства о гражданах, попадающих в «кабалу» к банкам и микрофинансовым организациям. У одного из соседей России по BRICS – Южной Африки уже есть опыт такого решения проблемы. Его анализ – в очередном выпуске бюллетеня «Банки: Статистика и Экономика» от Центра развития НИУ ВШЭ

Кредитование физических лиц в ЮАР регулируется специальным рамочным законом National Credit Act, принятым в 2005 г., и подзаконным актом National Credit Regulations выпущенным на его основе в 2006 г.

Основными целями при принятии закона провозглашались формирование справедливого и прозрачного кредитного рынка – то есть, регулирование кредитных организаций и защита прав заемщиков, а также стандартизация формы и ограничение стоимости кредита. В итоге это должно было содействовать экономическому и социальному благополучию всех южноафриканцев. А что же вышло на самом деле?

Резкий рост популярности необеспеченных потребительских кредитов (включая кредитные карты и овердрафты) в ЮАР во многом проистекал из высокого уровня имущественного расслоения в обществе. Если посмотреть на такой показатель, как индекс Джини, то в Южной Африке он находится на максимальном уровне среди всех стран BRICS и, по данным Всемирного банка, в 2009 г. составлял 63,1%. Для сравнения, у идущей следом Бразилии значение индекса составляло 54,7%. Соответственно, доступность заёмных средств, с одной стороны, и желание жить «не хуже, чем люди», с другой, стали мощными драйверами потребительского кредитования.

Но, как мы знаем и из российской истории, малообеспеченные люди, на которых и рассчитаны подобные кредитные программы, в силу своей финансовой безграмотности мало обращают, а чаще совсем не обращают внимание на такой показатель, как процентная ставка – тем более что кредиторы хорошо умеют прятать истинную цену предоставляемых средств за мелким шрифтом договора. Во многом вследствие этого власти ЮАР предприняли попытку адаптации законодательства к реальным условиям, пытаясь, с одной стороны, систематизировать кредитный процесс, а с другой, ограничить финансовую нагрузку на заёмщиков.

В рамках такого подхода для различных видов кредитов были определены свои предельные уровни кредитных ставок, а также комиссий за подачу кредитной заявки и обслуживание кредита. Первые рассчитываются на основании ставки рефинансирования в ЮАР (РЕПО), которая с 19 июля 2012 г. установлена  на уровне 5%.

Таблица 1. Максимальные процентная ставка и комиссия за подачу кредитной заявки для разных видов розничных кредитов

Тип кредитного соглашения Максимальная процентная ставка Максимальная комиссия за подачу заявки
Ипотека/облигационный заем (РЕПО * 2,2) + 5% 1 000 рэндов + 10% от суммы свыше 10 000 рэндов(но до 5 000 рэндов)
Кредитные линии (кредитные карты) (РЕПО* 2,2) + 10% 150 рэндов + 10% от суммы свыше 1 000рэндов (но до 1 000 рэндов)
Необеспеченные кредиты (РЕПО* 2,2) + 20% 150 рэндов + 10% от суммы свыше 1 000 рэндов (но до 1 000 рэндов)
Мелкие кредиты 2% в месяц -
Кредиты на развитие (жилищные для малообеспеченных граждан) (РЕПО* 2,2) + 20% 500 рэндов + 10% от суммы свыше 1 000 рэндов (но до 2 500 рэндов)
Краткосрочные кредиты (до 6 месяцев и 8 000 рэндов) 5% в месяц 150 рэндов + 10% от суммы свыше 1 000 рэндов(но до 1 000 рэндов)
Любые другие типы кредитов (РЕПО* 2,2) + 10% 150 рэндов + 10% от суммы свыше 1 000 рэндов(но до 1 000 рэндов)

Источник: National Credit Regulations

Теперь же, спустя восемь лет после принятия National Credit Act, можно оценить его эффективность. За период с IV квартала 2007 г. по IV квартал 2012 г. количество выдаваемых необеспеченных кредитов значительно увеличилось – с 1,5 до 3,5% ВВП, а совокупная задолженность по необеспеченным кредитам выросла почти в четыре раза – до 5,12% годового ВВП в первом квартале 2013 г. В целом динамика по новым необеспеченным займам обгоняла общую динамику кредитования, и их доля в общем количестве выданных кредитов устойчиво росла с 7,75% в конце 2007 г. до 24,24% в конце 2012 г.

График 1. Объем необеспеченных кредитов в ЮАР, млрд рэндов

Источник: National Credit Regulator

Процесс накопления долгов перед банками, микрофинансовыми организациями, ритейлерами и другими организациями, предоставляющими займы населению, привёл к значительному росту закредитованности: отношение задолженности к располагаемым доходам домохозяйств выросло с 54,8% в начале 2000 г. до 75,4% в I квартале 2013 г. Согласно статистике, предоставляемой National Credit Regulator (NCR), жители ЮАР предпочитают среднесрочные кредиты: больше половины суммы необеспеченных кредитов в последние два года выдавалось на срок 3-5 лет, и при этом больше 75% превышали 15 000 рэндов (около полутора тысяч долларов). Средняя сумма кредита в настоящее время составляет 19 047 рэндов, при этом средние доходы в экономике (для официально занятых, кроме сельского хозяйства, и включая премии и сверхурочные) в феврале этого года составляли 13 981 рэндов ежемесячно.

Но рост этого сегмента кредитного рынка отражался не только в объёмах выданных средств, но и в расширении круга потребителей. По данным NCR на октябрь 2013, численность кредитно-активного населения – то есть количества людей, имеющих кредит(ы) на отчетный период, – во II квартале 2007 г. составляла 16,78 млн человек и неуклонно росла до 20,08 млн человек (то есть более трети всех жителей ЮАР!) по итогам I квартала текущего года.

Но такая «кредитная лихорадка» имела и обратную сторону. За последние шесть лет кредитное положение заемщиков значительно ухудшилось: по состоянию на I квартал 2013 г. 47,5% из них имели сомнительные кредиты (и это без кредитов, просроченных на 1-2 месяца, то есть потенциально сомнительных, с учетом которых их становится уже 62,8%). Для сравнения, во II квартале 2007 г. сомнительные кредиты были «всего лишь» у 36,4% должников.

Особенно неутешительно выглядит приведенная статистика при сопоставлении с данными по занятости в ЮАР. При населении в 52,98 млн человек, в I квартале 2013 г. 33,24 млн были в трудоспособном возрасте 15-64 года. Из них 13,62 млн человек имели работу – как официальную (9,58 млн), так и неофициальную, включая занятость в сельском хозяйстве и частных домохозяйствах. 4,60 млн были безработными, и еще 2,33 млн отчаялись найти работу. При таком соотношении занятости и кредитной активности – должников почти в полтора раза больше, чем работающих – неудивительно, что почти половина кредитов оказываются сомнительными.

Существуют и другие фундаментальные общенациональные проблемы. Как указывает Rees, долговое бремя среди шахтеров (6% официально занятых в ЮАР) является непосильным, и не только из-за финансовой необразованности, но и простой безграмотности – «большинство не умеют читать или писать, и не знают, под чем подписываются». 13,6% населения страны старше 15 лет, согласно The World Factbook, безграмотны – и неизвестно, сколько из них активно берут кредиты. Стоит отметить, что, согласно National Credit Act, обязательства заемщика должны быть раскрыты перед ним как в контракте, так и до его заключения, в полной и понятной форме.

Как уже указывалось выше, причины сложившейся ситуации находятся как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Так, росту потребительских кредитов в Южной Африке способствовали ставки более высокие, нежели при кредитовании предприятий, а следовательно, более выгодные банкам. Для сравнения, ставка по кредитам первоклассным корпоративным заёмщикам сейчас находится на уровне 8,5% и не поднималась выше 15,5% даже на пике кризиса в конце 2008 г., в то время как по необеспеченным ссудам населению законодательно установленная максимальная ставка на данный момент составляет 31% (без учёта дополнительных комиссий).

Но с течением времени значительное имущественное неравенство, которое послужило стимулом к росту объёма потребительских кредитов, направлявшихся на покрытие растущих расходов, «потеснилось» в роли главенствующего драйвера роста задолженности домохозяйств. Как отмечает Ian Wason, генеральный директор Debt Buster (компании, занимающейся урегулированием долговых вопросов в ЮАР), все больше займов берется для погашения уже существующих обязательств – само собой, не от хорошей жизни. «Причина, по которой берутся новые займы, … состоит в том, что в последние несколько лет наблюдается инфляция в таких сферах, как тарифы на электроэнергию», а не только в потребности не отставать в потреблении от соседей и обеспечивать семью товарами первой необходимости, отмечает он. Так, потребительские цены в ЮАР повышались в последние пять лет в среднем на 6,4% в год, но при этом цены на ЖКХ (за вычетом услуг) – на 14,3%, а на еду и безалкогольные напитки – на 8,0%. Располагаемые доходы росли при этом в среднем всего лишь на 2,9% в год.

Таким образом, налицо реализация модели поведения, в которой население через рост задолженности сначала пытается не допустить снижения уровня потребления в условиях, когда средств, остающихся после оплаты обязательных платежей (ЖКХ плюс текущие платежи по потребкредитам), становится всё меньше и меньше, а впоследствии вынуждено влезать в новые долги уже просто для перекредитовки существующих обязательств. Ian Wason утверждает, что сейчас должники берут кредиты в нескольких банках: «средний клиент имеет 14 кредитных соглашений у семи-восьми кредиторов. Десять лет назад у них могло быть одно или два кредитных соглашения с одним или двумя кредиторами». Также, как отмечает Rees, «по меньшей мере 40% ежемесячного дохода занятых в ЮАР направляются на погашение задолженностей по кредитам».

Выводы

Быстрый рост выдачи необеспеченных займов – таких, как потребительские кредиты, кредитные карты и овердрафты, – позволил многим жителям страны увеличить потребление как товаров первой необходимости, так и предметов относительной роскоши.

Увеличение потребительского кредитования способствовало росту экономики ЮАР в 2000-х годах – потребление домохозяйств, составлявшее с 2000 по 2012 гг. около 62% ВВП, росло в среднем на 4,1% в год, тогда как ВВП – лишь на 3,5% (оба показателя в реальном выражении). Однако оно не только позволило населению решить финансовые проблемы, но и привело кновым – невозможности расплатиться по текущим долгам.

В стране была создана инфраструктура для последующей реализации эффективного контроля над процессами кредитования физических лиц, в том числе образован National Credit Regulator, ставший своего рода «кредитным мегарегулятором».

В стране была создана законодательная база, резко повышающая защиту заёмщика как слабой стороны. Одним из важных пунктов в законодательстве является административное ограничение верхнего уровня платежей по кредиту, включая номинальную процентную ставку, а также комиссий, список которых носит закрытый характер.

Однако реализация этих мер не спасла домохозяйства от роста закредитованности сверх безопасного уровня, что в настоящее время является одной из социальных проблем, стоящих на пути развития страны.

Таким образом, пример ЮАР демонстрирует, что в развивающейся экономике, где основным первоначальным драйвером роста необеспеченного розничного кредитования является стремление малообеспеченных слоёв населения резко повысить свой жизненный уровень, такая мера, как законодательное ограничение стоимости обслуживания кредита, не приносит желаемого эффекта. Происходит это по той причине, что «корнем зла» является отнюдь не размер процентной ставки, прописанной в договоре, а лёгкий доступ населения к заёмным ресурсам, в том числе, для рефинансирования имеющихся займов. В конце концов, потребителю, попавшему в сложное финансовое положение, по большому счёту всё равно, на выплату чего у него не хватает денег – процентов или основного долга по кредиту.

Дарья Авдеева

Полный текст обзора «Банки: статистика и экономика», №36, 2013 г.

 

3 сентября, 2013 г.