Построение в России университетов мирового класса – одна из самых обсуждаемых на конференции тем. Фундаментом в таком строительстве служит человеческий капитал: высокое качество подготовки преподавателей, их исследовательская активность и интернационализация, то есть международная деятельность.
Российские вузовские педагоги пока слабо вписываются в открытое академическое пространство и «транснациональную» университетскую среду, полагает директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, проректор Мария Юдкевич. Ее статья «Российская академическая профессия и построение передовых университетов» опубликована в журнале «Отечественные записки», № 4 за 2013 год. Исследование опиралось на данные опроса, проведенного в 2012 году в российских университетах по методологии международного проекта «Изменения в академической профессии» (Changing Academic Profession, CAP). Проект охватил 20 стран.
Львиную долю времени университетских преподавателей занимает именно само преподавание. Те профессора, которые активно занимаются исследованиями, делают это, скорее, за счет свободного времени, а не за счет перераспределения часов от преподавания к исследованиям, отмечает Мария Юдкевич.
Между тем, распределение времени профессорско-преподавательского состава между исследованиями и преподаванием – важный фактор, влияющий на результативность работы. По этому показателю Россия находится на последнем месте из 20 стран, в которых проходило исследование CAP, констатирует Мария Юдкевич (рис. 1).
Риснок 1. Предпочтения относительно исследовательской и преподавательской деятельности
Источник: САР, 2007-2012
Большинство преподавателей российских вузов оценивают качество своей подготовки как отличное и хорошее, пишет Мария Юдкевич (рис. 2).
Рисунок 2. Самооценка качества подготовки как исследователя и преподавателя
Источник: САР, 2007-2012
Однако такая высокая самооценка сочетается с двумя низкими показателями. Во-первых, у российских преподавателей интернационализация в среднем минимальна (это касается и участия в международных исследованиях, и преподавания на английском языке). Во-вторых, невысоки и показатели активности публикаций на иностранных языках.
Таким образом, российская академическая культура пока остается достаточно закрытой, самодостаточной. Конкуренция преподавателей ограничена узким локальным рынком, что совершенно не характерно для открытого академического пространства, комментирует Мария Юдкевич.
Двадцать лет назад преподаватели не ощущали повседневного контроля за своей работой – педагогической, исследовательской и административной. Сегодня ситуация совершенно иная. Педагоги отмечают существенную степень контроля со стороны руководства кафедры. Участие внешнего экспертного сообщества в этом, напротив, гораздо скромнее (рис. 3).
Рисунок 3. Оценка деятельности преподавателя со стороны различных групп (вопрос: кто из перечисленных категорий лиц участвует в регулярной оцекне и аттестации Вашей учебной, научной и административной работы?)
Источник: САР, 2007-2012
«Степень контроля со стороны руководства подразделением, где работает сотрудник, пожалуй, самая высокая из всех исследуемых стран – участниц CAP, равно как и роль самоконтроля», – конкретизирует Мария Юдкевич.
Однако вопрос в том, как именно сказывается постоянный контроль на результативности преподавателя. На качество исследований он влияет отрицательно, убеждено большинство опрошенных.
Российская академическая культура носит локалистский, самодостаточный, а не космополитический характер, отмечает Мария Юдкевич. Так, преподаватели ощущают свою привязанность, скорее, к конкретному учреждению (вузу, кафедре), чем к профессии в целом. Люди встроены в механизмы административного контроля гораздо прочнее, чем в механизмы академического контроля.
Об этом свидетельствуют, в том числе, и сведения о карьере преподавателей. Средний стаж работы в одной организации крайне высок. Мобильность между университетами, напротив, крайне низка.
Многие преподаватели окончили тот же самый вуз, где сейчас работают, и часто «не обладают внешним по отношению к этому вузу опытом». Порой для университетов характерна практика инбридинга – наем собственных выпускников и фаворитизм по отношению к ним в процедурах найма, что нередко сопровождается компромиссами в отношении качества их подготовки.
В абсолютном большинстве российских университетов действует вертикальная модель управления. Преподаватели считают, что не играют особой роли в принятии важных для вуза решений.
Вместе с тем, вопрос о том, как будет деформироваться модель управления в университетах, участвующих в программах глобальной конкурентоспособности, остается открытым. «С одной стороны, необходимо формирование более коллегиальных моделей управления, – пишет Мария Юдкевич. – С другой стороны, для решения поставленных задач в сжатые сроки лучше всего подходит мобилизационная модель управления».
Примечательно, что анализ моделей управления в вузах с особым статусом – федеральных и научно-исследовательских университетах – показывает у них меньшую коллегиальность, чем можно было бы ожидать. Для сравнения: для большинства мировых исследовательских университетов вертикальные модели управления нехарактерны.
Академическая культура меняется медленно. Преподаватели по-прежнему отрицательно относятся к идее подотчетности и конкуренции. Мало у кого из них есть «значимый глобальный опыт в сфере преподавания и исследований». Эту инерционность университетам придется преодолевать, если они ставят перед собой задачу «выйти на общее глобальное академическое поле», убеждена исследователь.
«Для формирования в России университетов мирового класса нашему университетскому сообществу предстоит еще существенная трансформация», – заключает Мария Юдкевич.
См. также:
Американские рецепты для российской педагогики
«Новая шкала для вузов»
Российские вузы пытаются преодолеть границы
Каких оценок заслуживает образование
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!