Китайские вузы стали более практико-ориентированными и существенно повысили свою конкурентоспособность в мире. В докладе «Китайское высшее образование: реформы и результаты», прозвучавшем на IV Международной конференции «Университетские традиции: ресурс или бремя?» в НИУ ВШЭ, Кай Мин Чэн назвал главные особенности современной системы вузов в КНР:
Сейчас в Китае насчитывается 30 млн студентов. С 1985 года в течение двенадцати лет происходил переход к платному высшему образованию. «С 1997 года Китай ушел от бесплатного образования, сегодня все студенты оплачивают учебу», – отметил Кай Мин Чэн.
До реформы студенты получали стипендии, в том числе за происхождение (это касалось, к примеру, детей рабочих). Выпускники вузов гарантированно получали работу – по распределению.
Во время переходного периода те институты, которые не обеспечивали своим выпускникам трудоустройства, подвергались наказанию. Выходом стали ярмарки вакансий, на которых представители промышленных предприятий отбирали себе кандидатов на работу.
Впрочем, многие вузы по-прежнему стараются трудоустроить своих выпускников. «Если выпускник не нашел работы, это выглядит как печать позора для вуза», – прокомментировал эксперт.
За десятилетие «Культурной революции» в Китае (1966-1976) высшее образование было почти разрушено, создавались колледжи, которыми управляли комитеты, состоявшие из солдат и рабочих, напомнил Кай Мин Чэн. Десять лет многие люди не имели возможности получить образование, подчеркнул он.
Начиная с 1977 года, после «Культурной революции», Китай частично вернулся к прежней вузовской практике – например, восстановил систему экзаменов для абитуриентов. В то же время было ясно, что нужно пересмотреть старые принципы работы университетской системы.
Так, например, жесткое планирование подготовки рабочей силы, существовавшее до периода «Культурной революции», по словам эксперта, работало неэффективно. «Перед отраслями ставились цели, определялись потребности в кадрах, и на этой основе строились расчеты по приему молодежи в вузы, – рассказал исследователь. – Однако, например, в Пекине на сталелитейных предприятиях сложилась диспропорция в рабочей силе: восемь инженеров на одного техника». Похожий дисбаланс наблюдался и в других отраслях. Таким образом, старая система планирования была малодейственна.
Планирование подготовки специалистов, по мнению эксперта, может быть трех видов:
Число вузов заметно увеличилось в период после «Культурной революции». Так выросло количество маленьких институтов. Затем встал вопрос об их реорганизации. «В стратегии развития высшего образования правительство КНР пошло по пути слияния вузов», – отметил эксперт. Провинции решили объединять несколько вузов в один, чтобы этот укрупненный университет мог претендовать на особый статус и повышенное финансирование.
Шанс получить особый статус и значительные денежные вливания университетам дал «Проект 211», разработанный министерством образования Китая в 1995 году. Он предполагал отбор 100 ключевых вузов для подготовки высококвалифицированных специалистов и реализации национальных проектов. Включение университета в «Проект 211» обещало международное качество подготовки в нем. Фактически это означало курс на создание университетов мирового класса.
Такими элитными университетами стали, например, два столичных наиболее известных в мире китайских вуза – Пекинский университет и Университет Цинхуа, которые, по мнению Кай Мин Чэна, играют роль местных Гарвардского университета и MIT (Massachusetts Institute of Technology) – Массачусетского технологического института. По словам эксперта, эти университеты буквально «залили деньгами» (им утроили финансирование), чтобы «они преуспели – построили новые лаборатории и здания».
В итоге реализации «Проекта 211» выстроилась иерархия китайских вузов: элитные университеты, вузы второго ряда (с меньшим финансированием, но тоже достаточно известные) и, наконец, институты, находящиеся на обеспечении у провинций.
Однако такая иерархическая система имеет свои издержки. Как подчеркнул эксперт, разрыв между элитными и «массовыми» вузами «не всегда выливается в улучшение всей системы в целом».
Слияние и укрупнение вузов, по словам ученого, шло «достаточно болезненно». Иногда в один университет объединялись сразу восемь вузов. «Многие оказались недовольны, была конкуренция», – добавил Кай Мин Чэн. Однако сейчас ситуация, по его словам, нормализовалась.
В Китае также избавились от системы министерских вузов – институтов, находившихся в подчинении ведомств. «Все высшие учебные заведения теперь относятся к министерству образования, которое полностью контролирует эту систему», – сказал в заключение эксперт.
См. также:
Страны БРИКС развивают собственные образовательные стратегии
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Массовое образование создает общество равных возможностей
Рейтинг вузов должен быть «компасом» для абитуриентов
Новая шкала для вузов
Китай и Индия: два гиганта, но не лидера
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!