Главное понятие, которым оперируют исследователи в своей работе – «общественный капитал» (civic capital). Он включает доверие и кооперацию как часть социального капитала. Последний, в свою очередь, определяет те стойкие убеждения и ценности, помогающие социуму в стремлении к общественно-полезной деятельности.
Там, где социальный капитал высок, наблюдается тенденция к созданию добровольческих организаций (измеряемая количеством НКО), некоммерческая активность (число организаций доноров органов и крови), а у жителей – позитивный атрибутивный стиль. Последняя концепция происходит из когнитивных поведенческих теорий и подразумевает под собой жизненные установки – то, как люди описывают свои успехи и неудачи.
Люди с позитивным атрибутивным стилем склонны считать, что все под их контролем. Они считают, что их успехи – результат их собственных усилий, то есть объясняют свои успехи внутренними причинами. Пессимистическое же отношение заключается в том, что успех объясняется внешней переменной – удачей, а негативные события являются следствием недостаточности своих усилий. Пессимистический стиль приводит к выученной беспомощности. В этой ситуации, говорят психологи, люди перестают предпринимать усилия для того, чтобы улучшить свою жизнь.
Кроме того, негативные жизненные установки передаются от родителей к детям: мамы и папы, склонные объяснять успехи внешними причинами и страдающие от чувства выученной беспомощности, прививают следующему поколению тот же атрибутивный стиль.
Авторы исследования находят связь между психологией и атрибутивным стилем, в частности, и генерацией общественного капитала. Гузо и его коллеги показывают, что отношения влияют на персональные убеждения и вклад в общественное благосостояние: готовность совместно действовать во имя общего блага – создавать НКО и заниматься донорством. Таким образом, исследователи связывают тезисы теории выученной беспомощности и низкого социального капитала.
Передача из поколения в поколение способа отношения к событиям могут объяснить существующую разницу между Севером и Югом Италии, считают исследователи.
Они изучили ответы итальянских школьников на вопрос, сформулированный так: «Выполненный вами проект оказался настолько плохим, что вам придется его переделывать. Чем вы это объясните?». Среди объяснений предлагались как внутренние: «у меня ограниченный потенциал», «я плохо старался», так и внешние причины: «мне не помогли», «проект чересчур сложен», «мне не повезло».
Число респондентов составило более 500 тысяч из 7,5 тысяч учебных заведений почти двух тысяч городов севера и полутора тысяч – юга. Авторы, вспоминая историю Средневековья, замечают, что на протяжении столетий, когда города юга Италии были колонией других государств, на Севере было самоуправление.
Ответы школьников юга и севера сильно отличались и варьировались от города к городу, а также оказались связаны с уровнем общественного капитала. В бывших независимых городах «пессимистических» ответов оказалось меньше, что коррелирует с высоким уровнем общественного капитала.
Там, где гражданская активность была высока (большое количество НКО и донорских организаций), ответов, приписывающих неуспехи внешним причинам, оказалось больше. Напротив, в регионах, где общественный капитал низок, школьники чаще соотносили неудачу с внутренними обстоятельствами.
Но не только сам факт зависимости, но и степень, и ее продолжительность оказывают влияние на общественный капитал. Анализ показал хоть и небольшой, но статистически значимый эффект. Рост продолжительности независимости города на столетие увеличивает количество НКО на 2,3%. Кроме того, каждое столетие свободы увеличивает вероятность наличия донорских организаций в городе на 9%.
Таким образом, разница в экономическом развитии юга и севера Италии связана с уровнем гражданского капитала, который, в свою очередь, – следствие зависимости юга в Средние века, делают вывод исследователи.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!