Социальная и культурная адаптация, через которую проходит любой иммигрант, является сложным процессом, зависящим от массы факторов, отметил Ари Раттнер на Третьей ежегодной международной конференции «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», прошедшей в НИУ ВШЭ.
Во многом успех адаптации определяется уровнем антииммигрантстких настроений среди коренного населения. Хотя, безусловно, имеют значение и правительственные меры, направленные на ускорение адаптации и социальной интеграции приезжих. Немаловажное значение имеют особенности самой иммиграции, которая может представлять собой экономическую, политическую иммиграцию или же выглядеть как поток беженцев. Также для скорейшей адаптации критически важен возраст, способности и образование приезжающих людей.
В 1989-2007 годах около 1,1 млн человек, преимущественно евреев, эмигрировали в Израиль из стран бывшего СССР. В количественном отношении эта волна иммиграции составила одну пятую всего населения Израиля. При этом «русская волна» эмиграции считается самой успешной в истории израильской иммиграции, начиная с 1948 года – момента возникновения этого государства.
Массовая еврейская эмиграция из стран бывшего СССР в годы «перестройки» (начиная с 1989 года) никоим образом не связана с вдруг повысившейся привлекательностью Израиля. Ее причиной стал всплеск антисемитизма в странах бывшего Союза. Жертвы этих настроений стали массово покидать страну, воспользовавшись открытостью границ. В это же время США, под давлением Израиля, перестали давать выходцам из бывшего Союза статус беженцев, и Израиль стал для них единственным вариантом отъезда из СССР.
Примерно в 1996 году эта волна эмиграции почти иссякла. Теперь, через 24 года после ее начала и примерно через 17 лет после того, как ее численность достигла миллиона человек, проведенные Ари Раттнером исследования показали: интеграция иммигрантов в израильское общество все еще не завершена. Она продолжается, при этом процесс интеграции представляется в виде U-модели: снижение социального статуса на начальной стадии, которое через некоторое время сменяется восстановлением прежнего статуса.
О несомненной успешности «русской волны» иммиграции говорят следующие данные: начиная с 2010 года две трети (более 66%) иммигрантов этой волны выражают «высокую степень удовлетворенности» самыми разными сторонами израильской жизни. И, что немаловажно, – своей социальной адаптацией, то есть включенностью в израильское общество. При этом они считают, что приняли когда-то правильное решение, и, если бы они «вернулись назад», то поступили бы так же.
Особенно довольны своим положением иммигранты в возрасте 18-29 лет. Также очень довольны изменениями в своей жизни женщины, и пожилые люди – «те, кому за 60». По сравнению с условиями жизни до иммиграции, у всех приехавших теперь выше доход, образование, лучше дом. О почти полной занятости говорят большинство иммигрантов в возрасте 25-59 лет. Трудности при трудоустройстве отмечают в основном женщины в возрасте 45-59 лет.
Однако около 13% иммигрантов старше 18 лет размышляют о том, чтобы покинуть Израиль. Такие мысли посещают, в частности, четверть мужчин 30-44 лет и каждого пятого – в возрасте 25-29 лет. Финансовые проблемы, трудности в поиске работы и вопросы безопасности – вот главные причины для желания покинуть Израиль.
Сравнивая свою жизненную ситуацию до иммиграции и после нее, приехавшие отмечают и негативные перемены в социальном статусе, занятости и здоровье. Например, только 20% иммигрантов смогли найти работу по той специальности, по которой они работали до переезда в Израиль. Возможная причина – более высокая образованность приезжих. По данным Израильского бюро статистики, в 2001 году 60% «русских» иммигрантов старше 15-ти лет имели образование выше среднего. Среди коренных израильтян такой уровень образования имеют 40%.
Каково же отношение израильских «старожилов» к иммигрантам с постсоветского пространства? В ходе исследования коренным жителям было предложено ответить на вопрос: «Было бы лучше, если бы эти люди никогда не приезжали в Израиль?». Половина опрошенных решительно не согласилась с этим тезисом.
Однако выяснилось, что реакция сильно зависит от степени религиозности. Среди далеких от религии (светских) граждан 64% выразили «решительное несогласие», среди приверженцев «традиции» таковых – 41%, среди умеренно религиозных – 50%. А среди «ультра-ортодоксальных» респондентов с этим тезисом не согласны всего 17%, зато 58%, напротив, поддерживают предложенный тезис. Среди «светского» населения его поддержали только 20%.
Рисунок 1. Отношение коренного населения Израиля к иммигрантам из бывшего СССР
Источник: Полный текст презентации «Российская иммиграция в израильское общество»
Интересно, что вклад в развитие израильского общества и государства иммигранты из бывшего СССР и «старожилы» оценивают по-разному. Например, 61% иммигрантов считают, что они «больше отдали стране, чем получили», и только 20% местного населения согласны с ними в этом вопросе. При этом лишь 6% иммигрантов думают, что «получили больше, чем отдали». Аналогично думают 28% местных жителей.
Рисунок 2. Отношения между местным населением и иммигрантами
Источник: Полный текст презентации «Российская иммиграция в израильское общество»
При этом почти 70% коренных израильтян считают, что в результате «русской волны» иммиграции преступность в стране резко возросла.
Рисунок 3. Стереотипы коренных израильтян об иммигрантах из бывшего СССР
Источник: Полный текст презентации «Российская иммиграция в израильское общество»
Ари Раттнер в своем исследовании убедительно продемонстрировал, почему это расхожее мнение не соответствует реальному положению дел и является не более чем предрассудком. В исследовании приведены сравнительные данные уровня преступности среди «русских» иммигрантов, коренного населения и иммигрантов из Эфиопии.
Рисунок 4. Процент преступлений против личности (по группам иммигрантов)
Источник: Полный текст презентации «Российская иммиграция в израильское общество»
«Русская» преступность действительно выше преступности среди выходцев из Эфиопии, но при этом она в несколько раз ниже, чем среди коренных жителей, отметил Раттнер.
См. также:
Репатрианты XXI века, их отличия от «большой алии»
Особенности воспринимаемой дискриминации пожилыми людьми в России и Израиле
Востоковедение: Израиль как «плавильный котел»
Полный текст презентации «Российская иммиграция в израильское общество»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!