Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Судьба континентальной интеграции зависит от России

Судьба континентальной интеграции зависит от России

России, ее партнерам по Таможенному союзу и ЕС выгодно объединение в общее экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, рассказали доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Елена Островская и аспирантка этой кафедры Юлия Кукушкина. Их статья опубликована в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Вестник международных организаций»

Экономики стран ЕС и Таможенного союза (ТС) дополняют друг друга, перед ними стоит одинаковая задача – повышение конкурентоспособности в борьбе за рынки с американскими и азиатскими экономиками, отметили Елена Островская и Юлия Кукушкина. Их статья «Актуальные проблемы и перспективы сопряжения процессов евразийской и европейской экономической интеграции» была опубликована в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Вестник международных организаций».

Однако прорыву в торгово-экономических отношениях этих государств мешает ряд проблем. В первую очередь, чрезмерная политизация отношений России и Евросоюза. Также многое зависит от отношений ТС с другими странами постсоветского пространства, прежде всего, Украиной, которые также вносят вклад в евразийскую интеграцию.

Евразийская интеграция – не декларация, а реальность

Два региональных проекта – ЕС и ТС – могли бы стать взаимодополняющими частями единого экономического целого, континентальной интеграции. Эта концепция торгово-экономического сотрудничества России, стран Европы, Белоруссии и Казахстана принесет выгоды всем сторонам. Однако на европейском направлении интеграции, по мнению авторов статьи, пока очевидна стагнация.

Россия и ЕС говорят о необходимости «апгрейда» их экономических отношений. Так, российскую инициативу 2012 года о создании единого рынка – от Атлантического до Тихого океана – в том же году поддержали Франция и Германия. Но пока активных действий по российско-европейской экономической интеграции не видно. «Ряд экспертов начинают терять оптимизм в отношении перспектив безвизового диалога Россия – ЕС», – отметили авторы статьи.

Корень зла – в излишней политизации отношений России и Европы. Так, в 2004 году на переговорах по присоединению России к ВТО Евросоюз «обменял» подписание двустороннего протокола на поддержку Россией Киотского протокола. В 2012 году Европейская комиссия начала расследование против «Газпрома». Российского энергетического гиганта обвинили в монополизме в целом ряде стран – членов ЕС.

У евразийской интеграции совсем другая динамика. Региональный экономический блок России с Белоруссией и Казахстаном вполне жизнеспособен, отмечают авторы статьи. Так, уже летом 2011 года «тройка» отменила таможенный контроль на общих границах.

Впрочем, проблема в том, что одна лишь евразийская интеграция явно «узка» для членов Таможенного союза. Так, экспорт Белоруссии ориентирован, прежде всего, на ЕС, а Казахстан мог бы получить огромные потоки товаров, направляющиеся через его территорию из Евросоюза в КНР. Вывод напрашивается сам собой, отмечают Островская и Кукушкина: нужна «интеграция интеграций», то есть стыковка евразийского и европейского экономического пространства.

Россия – модератор континентальной интеграции

Первые подступы к стыковке интеграций уже есть, убеждены исследователи. При создании ТС в основу его работы были положены нормы ВТО, а в интеграции используется опыт Евросоюза. Это «теоретически не исключает возможности создания зоны свободной торговли с Брюсселем с прицелом на формирование… единого экономического пространства от Атлантического до Тихого океана, общего рынка стоимостью в триллионы евро», замечают эксперты. Намерение придерживаться норм ВТО при торговле внутри ТС зафиксировано в Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. В итоге обязательства, принимаемые РФ в качестве члена ТС, должны выполняться также Белоруссией и Казахстаном.

Как бы то ни было, Евросоюз все еще «не замечает» ТС, поскольку необходимо признание последнего в ВТО. Это невозможно, поскольку из всех участников «тройки» пока только Россия вступила в ВТО. Впрочем, по мнению исследователей, вряд ли ЕС удастся долго делать вид, что ТС не существует. Ситуация уже начала меняться. Так, в июне 2012 года на саммите Россия – ЕС в Санкт-Петербурге все же состоялась первая встреча глав Евразийской экономической комиссии и (ЕЭК) и Европейской комиссии.

России выгодно, чтобы ее партнеры по ТС как можно скорее вступили в ВТО, подчеркивают Островская и Кукушкина. А сама Россия, очевидно, пока будет мостом между ВТО и Евросоюзом, с одной стороны, и Казахстаном и Белоруссией – с другой.

Последствия интеграции противоречивы

Издержки интеграции – дискуссионный вопрос. Авторы работы рассматривают предварительную оценку экономического вклада Таможенного союза в ВВП каждой из стран-участниц, данную экспертом Л.В. де Соуза в исследовании, проводимом под эгидой Всемирного банка (ВБ) (Vinhasde Souza L. (2011). An Initial Estimation of the Economic Effects of the Creation of EurAsEc Customs Union on Its Members States // The World Bank Economic Premise. No 47).

Расчеты ВБ построены с учетом трех возможных сценариев:

  • гармонизация таможенных тарифов во всех отраслях, кроме энергетики;
  • гармонизация тарифов во всех отраслях и частично – в энергетике;
  • полная гармонизация таможенных тарифов.

Во всех трех сценариях прогнозируется падение совокупного ВВП трех стран из-за отмены таможенных тарифов во внутрисоюзной торговле. Так, при первом сценарии совокупный ВВП трех стран снизится на 3,54% по отношению к тому же показателю при отсутствии ТС. Два других сценария дают еще большее проседание показателей.

Евразийский банк развития в 2012 году дал более оптимистичные оценки. Он прогнозировал, что к 2030 году совокупный годовой ВВП трех стран-членов ТС примерно на 2,5% превысит этот же показатель в условиях отсутствия интеграции. За период 2011-2030 годов для РФ суммарный эффект от развития интеграционных связей оценивается в 632 млрд долларов США в ценах 2010 года. Ее партнеры по ТС также окажутся в выигрыше.

Сейчас внешняя торговля государств-членов ТС в разы превышает взаимную (последняя составляет лишь 12,7% от общего товарооборота «тройки»). Авторы статьи задаются вопросом, будет ли формирование Евразийского экономического союза способствовать росту доли их взаимной торговли? В краткосрочной перспективе – едва ли. Развитию торговой интеграции стран-членов ТС мешают отсутствие диверсифицированной структуры экспорта и недостаточное развитие инфраструктуры, в том числе транспорта, пояснили исследователи.

Киев пока выжидает

И члены ТС, и Украина получат экономические выгоды от присоединения последней к Таможенному союзу. Правда, только в том случае, если Украина войдет туда в том же формате, что Россия, Белоруссия и Казахстан, а не по формуле «три плюс один», которая предусматривает изъятия в отдельных отраслях.

Москва не раз предлагала Киеву присоединитьсяк ТС. Этот шаг позволил бы Украине поднять тарифы, согласованные при присоединении к ВТО, до уровня ТС, поясняют авторы статьи. «Хотя со стороны членов Всемирной торговой организации этот шаг вызовет требование компенсационных выплат, они будут осуществляться за счет России», – уточняют эксперты.

Впрочем, не исключено, что Украина вступит в зону свободной торговли с Евросоюзом. Подписание соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС было запланировано на ноябрь 2013 года, но процесс подготовки был приостановлен по инициативе украинского правительства.

Пока Киев предпочитает оставаться в «зоне комфорта», поскольку заинтересован в сохранении обоих главных торговых партнеров – России и ЕС. Интерес же России состоит в том, чтобы продолжать торговлю с Украиной на более либеральных условиях, чем по правилам ВТО, которые сохраняют торговые ограничения.

Авторы статьи приходят к выводу, что наилучший выход из сложившейся ситуации – создание общего экономического пространства между Таможенным союзом, Украиной и ЕС.

ВТО – катализатор интеграций

Именно вступление России в ВТО в августе 2012 года послужило главным фактором прогресса в торгово-экономических отношениях с ЕС, отмечается в статье. Все правовые нормы ВТО становятся основой экономического взаимодействия между Россией и ЕС. В итоге РФ получит все те преимущества, которыми пользовались другие страны – члены ВТО, торгующие с Евросоюзом. Так, например, присоединение к ВТО может привести к прорыву в модернизации российской экономики, утверждают авторы статьи, ссылаясь на опыт Китая.

Исследователи приводят мнение экспертов ЕС, которые считают, что членство России в ВТО может привести к ежегодному росту торгового оборота страны с Евросоюзом на 3,9 млрд евро, что подтолкнет рост взаимных инвестиций. Если рассуждать в терминах геополитики, «Евросоюзу в конкуренции с США и Китаем Россия необходима в качестве союзника», причем сильного союзника, отмечается в статьи.

Однако тут есть один нюанс: после появления Таможенного союза часть сфер, где по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1997 года (с ЕС) предполагается сближение законодательств, перешла в ведение Евразийской экономической комиссии. При анализе областей гармонизации российского права с правом ЕС и сфер полномочий наднационального органа ТС получается, что «пересекаются» таможенное законодательство, правила конкуренции, госзакупок, инвестиций и ряд других сфер. Все они должны быть единообразны внутри ТС, и Россия передала часть своих полномочий ЕЭК. Значит, делают вывод исследователи, нужен новый формат взаимодействия России и ЕС. «Оптимальным вариантом… может стать ВТО наряду с дальнейшим постепенным созданием Общего экономического пространства между ТС и Евросоюзом», – считают авторы работы.

«Механика» создания общего экономического пространства

В посреднической роли интегратора России может пригодиться опыт Мексики, которая заключила Североамериканское соглашение о свободной торговле и такое же соглашение – с ЕС. Еще один пример – Чили, «мост» между азиатскими странами, расположенными на побережье Тихого океана, с одной стороны, и Бразилией и Аргентиной, с другой стороны.

В «Стратегии 2020» отмечается, что большое Евразийское экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока может строиться, например, по следующим моделям:

  • общее экономическое пространство ТС – ЕС;
  • формирование общего экономического пространства между ТС, Украиной и ЕС;
  • создание зоны свободной торговли ТС – ЕС.

Успех в реализации этих моделей будет зависеть от результатов сотрудничества в транспортной сфере, а также от развития инфраструктуры. Островская и Кукушкина предлагают вполне конкретные меры: ускорить прохождение таможни, построить новые дороги и аэропорты, укрепить инфраструктуру перевозок по Северному морскому пути и развивать комбинированное использование разных видов транспорта.

См. также:

ВТО аграриям не вредит
Реальные выгоды от вступления в ВТО еще впереди
России необходимо увеличивать экспорт услуг

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,19 февраля, 2014 г.