Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Характер не влияет на успеваемость

Характер не влияет на успеваемость

Личностные черты российских студентов в большинстве своем не оказывают значимого влияния на их успеваемость в вузе. На Западе лучше учатся более сознательные, открытые и склонные к риску студенты, рассказали Екатерина Кочергина и Екатерина Орел на научном семинаре Института институциональных исследований НИУ ВШЭ

Одно из главных направлений психологических исследований академической успеваемости – изучение типов личности, показывающих более высокие учебные достижения. Предполагается и доказывается, что личностные черты лежат в основе успеваемости и поведения студентов.

В большинстве международных исследований используется пятифакторная модель личности, благодаря которой выявляются связи между психологическими чертами студентов и их академической успеваемостью. В целом речь идет о таких чертах, как согласие, интеллектуальная открытость, склонность к риску и влияние их на различные показатели академической успеваемости.

Стажер международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Екатерина Кочергина и доцент кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ Екатерина Орел попытались выявить взаимосвязи между психологическими особенностями студентов российских вузов и их академической успеваемостью.

В исследовании «Психологические предикторы академических достижений студентов НИУ ВШЭ» приняли участие 176 студентов филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: учащиеся 2-го и 3-го курсов факультетов экономики (128 студентов) и бизнес-информатики (44 студента), а также 136 студентов филиала НИУ ВШЭ в Перми.

В качестве показателя успеваемости были использованы данные о среднем балле студента за время обучения на программе бакалавриата. Психологические черты студентов были измерены при помощи опросника «Большая пятерка личностных черт». Эта модель описания психологических человека основана на пяти личностных факторах, стабильных во времени: экстраверсия, согласие, сознательность, нейротизм и открытость опыту. Причем речь идет о двух полюсах личностных черт: экстраверсия – интраверсия, согласие – независимость, сознательность – импульсивность, нейротизм – эмоциональность, открытость опыту – консерватизм.

«Когда человек учится, у него, с одной стороны, формируются определенные личностные черты. С другой стороны, его личностные черты лежат в основе учебного стиля, успеваемости, выстраивании тех или иных отношений с преподавателями и однокурсниками, – отметила Кочергина, представляя доклад. – Опросив наших студентов (в анкетах надо было ответить на 50 вопросов о близости тех или иных высказываний) мы хотели понять, как черты характера влияют на их учебу, или же достижения зависят только от способностей, довузовской подготовки, ума и желания учиться».

Результаты исследования оказались неожиданными. Выяснилось, что личностные черты российских студентов в большинстве своем не оказывают значимого влияния на успеваемость в вузе. В то же время аналогичные исследования на Западе устанавливали четкую связь между большинством черт личности и учебными достижениями.

Так, в подавляющем большинстве исследований сознательность и открытость опыту всегда были связаны с хорошей успеваемостью. А понятие «склонность к риску» давало разные результаты в зависимости от трактовки: если она трактуется, как склонность к асоциальному поведению (Takakura, Wake et al., 2010, Richardson, Radziszewska et al., 1993), то взаимосвязь с успеваемостью отрицательна, а если как открытость к новому опыту (Reimers-Hild, 2007), то связь положительна.

Российские исследователи обнаружили, что только открытость опыту связана с академической успеваемостью студентов.

«Оказалось, что эта черта важна на всех курсах и факультетах, поскольку она в некотором смысле универсальна для разных предметов. Открытость опыту связана с глубоким подходом к обучению у студентов. Другие личностные черты не связаны с успеваемостью», – отметила Кочергина.

Полученные в работе результаты вносят вклад в существующую литературу о связи личностных черт с успеваемостью. «Мы показываем, что, во-первых, успеваемость практически не связана ни с одной из личностных черт, а, во-вторых, что определенные психологические характеристики значимы для студентов на протяжении всего периода обучения, однако не меняются в зависимости от учебной среды», – заключила Кочергина.

См. также:

Гормоны влияют на выбор профессии
Иностранным студентам нужна помощь в адаптации
Молодые ученые боятся бюрократов
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Дружба влияет на успехи в учебе

 

3 июня, 2014 г.