Во II квартале 2014 года деловой климат в розничной торговле улучшился. Предпринимательская активность в отрасли возросла, а напряженность, вызванная колебаниями общеэкономической и политической конъюнктуры в стране, пошла на спад. Это дало возможность ритейлерам закончить полугодие неплохим ростом.
Так, во II квартале значение основного индикатора обследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) возросло на 2% и составило +6%, что перекрыло минимумы предшествующих кварталов и вернулось в диапазон средних ретроспективных результатов последних двух лет. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности четырех тысяч организаций во II квартале текущего года, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ на основе данных Росстата.
Улучшение делового климата в отрасли – результат возросшего спроса, о чем сообщили почти четверть респондентов, тогда как в предшествующем периоде их доля не достигала и 20%, поясняют эксперты ЦКИ ИСИЭЗ. Оживление спроса в наибольшей степени было характерно для продуктового ритейла. «Главным источником восстановительного процесса и определенной жизнестойкости торговых организаций в анализируемом периоде выступил традиционный весенне-летний сезон, приведя в активную фазу поступательного движения лишь продовольственный драйвер, тогда как сложившаяся динамика развития непродовольственного сегмента рынка свидетельствует о продолжающейся стагнации», – подчеркивается в исследовании.
Несмотря на более благоприятный фон, сформировавшийся по итоговым результатам, 47% респондентов сообщили о том, что их росту мешает «недостаточный платежеспособный спрос». Кроме того, рубеж отрицательной зоны так и оказался не преодолен такими важными показателями торговли, как объем продаж и товарооборот, говорится в мониторинге. В итоге мало кто из ритейлеров мог похвастаться существенным ростом прибыли. Однако если первые месяцы 2014 года уменьшение прибыли констатировали 35% предпринимателей, то в текущем квартале их доля снизилась до 30%.
Авторы мониторинга предупреждают: усиление сберегательных настроений домохозяйств, замедление темпов роста реальных располагаемых денежных доходов, высокий уровень инфляции и сложности в получении потребительского кредита уже в ближайшее время могут «стянуть» розничную торговлю в стагнацию.
Сдерживают оптимизм и «преобладающие пассивные ожидания респондентов относительно краткосрочных изменений экономической ситуации в их фирмах».
Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:
Текущая модель развития сектора, безусловно, держит в напряжении не только экспертов, но и всех взаимосвязанных участников рыночных отношений. На данном этапе, являющимся своего рода промежуточным тестом на рентабельность и сложившихся отраслевых возможностей, можно констатировать главное – российская розница, несмотря на безусловные риски и невыразительную динамику развития, благоприятно отличается от остальных представителей реального сектора.
Однако все же следует обратить внимание, что судьба сектора в очередной раз была в «потребительских руках» и понимание данного факта, возможно, не добавило оптимизма предпринимателям на краткосрочную перспективу. По большинству показателей респонденты не дали обнадеживающие оценки. Данное обстоятельство, вероятнее всего, следует связать с очевидным усилением сберегательных настроений домохозяйств, замедлением темпов роста реальных располагаемых денежных доходов, достаточно высоким уровнем инфляции, возникшими сложностями в получении потребительского кредита. Следует отметить, что последний факт особенно важен, так как на фоне перекредитованности потребителей в 2013 году, сужение кредитных возможностей в дополнительной степени способно заблокировать продажи. Очевидно, что в наибольшей степени под эту меру вновь попадет непродуктовая розница, испытывающая явный недостаток в покупательском спросе.
И если, судя по имеющимся признакам проводимой монетарной политики, инфляционное ралли близко к завершению, то скорректировать в режиме ручного управления мотивацию потребителей тратить сбережения на товары не первой необходимости, в ближайшей перспективе не представляется возможным. Необходимо время для адаптации потребительской корзины домохозяйств, которое, к сожалению, сейчас играет против предпринимателей.
В целом, во втором полугодии 2014 года в секторе розничной торговли сохраняется высокий риск консервации существующих экономических проблем.
Полный текст мониторинга «Деловой климат в розничной торговле во 2 квартале 2014 года»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!