Последние 10 лет индустрия музеев в России развивается по всем показателям: растет количество музеев, общее число посещений и т.д. Однако проблемы с доступностью остаются. Группа ученых* из НИУ ВШЭ решила разобраться, какие именно факторы влияют на посещаемость музеев.
В ходе исследования ученые выделили «дискриминируемых группы», для которых услуги музеев затруднены в той или иной степени. Это инвалиды, пенсионеры, школьники и туристы. Больше всего трудностей у инвалидов – в России только 10% музеев имеют специализированное оборудование для людей с ограниченными возможностями. «У нас очень низкий уровень комфорта, – прокомментировала директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. – Много музеев размещается в исторических зданиях без лифтов и пандусов. И эти здания по закону нельзя реконструировать». В отличие от Европы в российских музеях нет специальных программ для пенсионеров, позволяющих людям старшего поколения, к примеру, не просто посещать музеи, но при желании становиться их волонтерами. Также не отлажено сотрудничество со сферой образования – очень мало программ для школьников и молодежных групп. Наконец, работа музеев плохо согласуется с туризмом: режим работы не ориентирован «на сезонность и плотность туристического потока».
Одним из слабых мест российских музеев, по мнению исследователей, является плохое знание аудитории и ее потребностей. Низкое развитие информационно-коммуникационных технологий сокращает число потенциальных посетителей. При этом технологии привлечения клиентов есть, и они доказали свою эффективность. Например, очень действенными, по словам Абанкиной, оказались такие специальные акции как «Ночь в музее» или «В музей всей семьей». Их успех, с одной стороны, говорит о том, что существует огромная потенциальная аудитория, с другой, что музеи еще не научились работать с этой аудиторией в «стационарном режиме».
В исследовании приведены такие данные: на сегодняшний день интересуются музеями и посещают их 16% россиян, 70% не знают о музеях и не интересуются, а еще 14% знают о музеях, но не посещают их. Такой статистике, по мнению исследователей, среди прочих причин способствуют высокие цены, отсутствие семейных абонементов и программ, слишком большое количество ограничений и правил и т.д. По словам Абанкиной, общая структура и принятый стиль поведения во многих российских музеях слишком архаичны.
Таблица 1. Данные о количестве музеев, просветительская и выставочная деятельность музеев в Российской Федерации за 2000-2011 годы
Наименование показателей | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Население, млн человек | 146,6 | 144,8 | 144 | 143,1 | 144,2 | 143,5 | 142,8 | 142,2 | 142 | 141,9 | 142,9 | 143 |
Количество музеев всех ведомств в РФ, ед. | 2047 | 2113 | 2189 | 2229 | 2269 | 2285 | 2368 | 2468 | 2495 | 2539 | 2578 | 2631 |
Прирост количества музеев к предыдущему году, ед. | 66 | 76 | 40 | 40 | 16 | 83 | 100 | 27 | 44 | 39 | 53 | |
Общее число посещений музеев, тыс. | 73200 | 74310,7 | 75059,1 | 73844,4 | 74337,1 | 75603,1 | 79198,2 | 78807,7 | 80777,2 | 78941,8 | 81019,3 | 85857,8 |
в том числе: | ||||||||||||
индивидуальных | 43347,3 | 43974,5 | 40378,2 | 41047,3 | 44424,5 | 46420,7 | 46145,2 | 47776,8 | 47855 | 49027,3 | 52706 | |
экскурсионных | 30963,4 | 31084,6 | 33466,2 | 33289,8 | 31178,6 | 32777,5 | 32662,5 | 33000,4 | 31086,8 | 31992 | 33151,8 | |
Число посещений в расчете на 1000 жителей страны | 499 | 513 | 521 | 516 | 516 | 527 | 555 | 554 | 569 | 556 | 567 | 601 |
Число лекций, тыс. | 122,7 | 128,3 | 121,8 | 133,6 | 131,1 | 149 | 150,4 | 137,7 | 139,5 | 154,2 | 138,7 | |
Число наименований выставок, тыс. | 28,1 | 31,7 | 30 | 33 | 35,6 | 38,6 | 40,2 | 41,6 | 44,8 | 47,6 | 50,5 |
Чтобы дать точный ответ на вопрос, от чего зависит посещаемость музеев, авторы исследования провели факторный анализ. Для этого использовались информационные данные музеев, расположенных на территории РФ, и обобщенные показатели производственного и экономического развития регионов (80 регионов за период 2010-2012 гг.). Всего было отобрано 35 факторов, которые исследователи обобщили в пять главных компонентов, описывающих деятельность музеев:
В результате наиболее значимым оказался компонент «располагаемых ресурсов музея» (человеческих, культурных, информационных, финансовых), на него пришлось примерно 75-80% дисперсии. «Это достаточно логично, – комментирует результат ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Павел Деркачев. – Музеи, которые имеют наибольшее культурное значение, которые у всех на слуху, располагают большими возможностями для привлечения и накопления ресурсов. А накопленный потенциал оказывает решающее влияние на посещаемость музея».
Второй по важности компонент – 7-8% дисперсии – это структура населения региона. Основной потребитель музейных услуг – урбанизированное население старше 18 лет. Чем выше доля этого населения, тем выше посещаемость музеев.
На третьем месте с мизерным показателем в 0,8% фактор масштаба музейной деятельности. Он начал проявляться лишь в 2012 году, отметил Деркачев. Инновационная активность музеев вносит пока очень скромный вклад в посещаемость, но положительная динамика налицо.
* директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина,
ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Павел Деркачев,
ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Людмила Филатова
См. также:
Хостелы создают новую культуру гостеприимства
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Наука пошла в бары и клубы
Треть москвичей попала в средний класс
Экономика и культура - кто на кого влияет
Помогать легко - лозунг ошибочный
Полный текст презентации «Доступность российских музеев: внутренние и внешние факторы влияния»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!