В московских школах, по оценкам ФМС, учатся около 70 тысяч детей иностранных граждан. Наиболее распространено совместное обучение. 35% москвичей, опрошенных авторами статьи, указали, что их дети учатся бок о бок с детьми мигрантов. 18% респондентов отметили, что их дети-детсадовцы ходят в одну группу с детьми мигрантов.
Очевидно, что такой подход существенно облегчает адаптацию иностранцев к жизни в России. И все же дети мигрантов порой с трудом интегрируются в сообщество с другой культурой, отметили ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Жанна Зайончковская, старший научный сотрудник этого института Юлия Флоринская, директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев и аспирант кафедры демографии НИУ ВШЭ Ксения Доронина. Изменить свое мышление и правила поведения детям-иностранцам оказывается непросто.
В итоге ухудшается качество обучения в классе, возникают конфликты, замешанные, в том числе, и на ксенофобии, отметили эксперты в статье «Мигранты глазами москвичей». Исследователи предложили целый комплекс решений этой проблемы, начиная от поддержки учителей, работающих с детьми мигрантов, и заканчивая общественными мерами борьбы с нетерпимостью.
Статья написана по результатам проекта Центра миграционных исследований «Защита прав москвичей в условиях массовой миграции», выполненного в 2013 году. Проект базировался на опросе 800 человек – 600 москвичей и 200 международных трудовых мигрантов.
Точной информации о численности детей иностранцев, обучающихся в столичных школах, в открытом доступе нет. Есть лишь уже названные оценки ФМС (70 тысяч человек), а также мнения отдельных экспертов. Департамент образования Москвы, по словам авторов статьи, не смог предоставить информацию о детях мигрантов в столичных школах.
Однако ясно, что при любом раскладе речь идет о весьма внушительной цифре – десятках тысяч детей, нужды которых необходимо учитывать.
Между тем, этот социальный слой так и остается неизученным. Так, к примеру, нет исчерпывающих данных об этнической принадлежности иностранных учеников.
Авторы статьи решили провести собственное исследование на основе опроса москвичей и мигрантов. Ключевых выводов два. Во-первых, «этнических» школ – с преобладанием в классах детей мигрантов – не выявлено. Во-вторых, определилась национальная структура этого сообщества.
Чаще всего, по данным исследователей, в школах учатся дети выходцев из Азербайджана, Армении и Грузии (22,6%). На втором месте по численности – дети внутренних мигрантов из северокавказских республик РФ – Чечни, Дагестана и пр. (11%). На третьем месте – дети жителей Таджикистана, Узбекистана и Киргизии (8,5%).
В детских садах выделяются те же этнические группы, хотя расклад по численности несколько другой. На первом месте по численности – также дети выходцев из стран Закавказья (12,2%), на втором – дети мигрантов из Средней Азии (7,9%). Детей из северокавказских республик РФ – 3,7%.
Таблица 1. Обучение детей мигрантов вместе с московскими детьми, %
Откуда прибыли | Есть ли дети мигрантов в группе детсада с Вашими детьми | Есть ли дети мигрантов в классе с Вашими детьми | ||
По всей выборке | Среди тех, у кого есть дети до 18 лет | По всей выборке | Среди тех, у кого есть дети до 18 лет | |
(602 чел.) | (164 чел.) | (602 чел.) | (164 чел.) | |
Таджикистан, Узбекистан, Киргизия | 2,5 | 7,9 | 3 | 8,5 |
Азербайджан, Армения, Грузия | 4,2 | 12,2 | 7,6 | 22,6 |
Украина, Молдавия, Белоруссия | 1 | 3 | 2,5 | 6,7 |
Республики Северного Кавказа России (Чечня, Дагестан и др.) | 1,2 | 3,7 | 3,5 | 11 |
Другие регионы России | 1 | 3 | 2,3 | 7,3 |
Нет детей мигрантов | 94,2 | 81,7 | 88,5 | 65,2 |
Источник: статья Ж.Зайончковской, Ю.Флоринской, Д.Полетаева и К.Дорониной
И эти данные, и опрос самих мигрантов показывают, что российское образование вполне доступно для детей иностранцев. Большинство – три четверти – детей школьного возраста из семей опрошенных мигрантов посещали школу, отмечается в работе. Тем не менее, в ситуации с доступом детей-иностранцев в московские школы не обошлось без парадоксов.
С одной стороны, при приеме ребенка в школу ее администрация обычно требует, наряду с типовым набором документов (паспорт родителей, письменное заявление о приеме, свидетельство о рождении, медкарта), московскую регистрацию. Ее отсутствие может служить основанием для отказа при поступлении в школу.
С другой стороны, существует установка на обучение всех детей, находящихся на территории РФ, независимо от регистрации у родителей (см. письмо Минобрнауки «О правилах приема в общеобразовательные учреждения» от 28 июня 2012 года). Эта установка предопределена Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка, которую Россия ратифицировала. Поэтому после приема ребенка в школу, по истечении трехмесячной регистрации, администрация школы, по идее, не имеет права требовать ее продления.
Де-факто дело обстоит иначе. Директора московских школ почти всегда спрашивают о регистрации у родителей, напоминают авторы статьи. Препятствие ли это для доступа в школу? Очевидно, да.
Но проблемы возникают не только «на входе» в школу, но и в процессе обучения. Это связано не только с отношением к мигрантам, хотя этот фактор, несомненно, важен. Так, иностранцы в своих оценках отношения к их детям в школах разделились почти поровну. Одна часть считает отношение нормальным, другая – не очень хорошим, приводят исследователи данные опроса.
Однако проблема не только в этом, но и в знаниях, и в поведении детей-мигрантов, а также в пробелах работы школы.
Из-за плохого знания детьми-мигрантами русского языка в школах снижается качество обучения, подчеркивают авторы статьи. Для предотвращения таких провалов нужна специальная работа – детям надо помочь интегрироваться в новую среду. Это подразумевает, в том числе, и дополнительную подготовку по русскому языку.
Уровень знания языка можно было бы тестировать уже «на входе» в школу, считают авторы статьи. По их мнению, принципы зачисления детей-мигрантов могли бы быть несколько иными – их имело бы смысл брать «в класс, подходящий по уровню знаний, а не по возрасту». При этом тестирование актуально для детей младше 15 лет. Для старших лучше использовать вечернюю школу или экстернат.
«Подобная практика уже применяется в школах русского языка, находящихся сейчас в неопределенном юридическом статусе и под угрозой расформирования, – добавляют авторы статьи. – Их опыт не должен быть утрачен». К слову, повышение уровня владения русским языком улучшило бы успеваемость не только среди детей иностранцев, но и среди детей москвичей.
Самую проблемную группу составляют дети внутренних мигрантов из республик Северного Кавказа, пишут эксперты. Они объясняют это явление «иной ментальностью»: «Мальчики из этих республик быстрее взрослеют, их жизненный опыт богаче, поэтому они часто выступают в роли неформальных лидеров в классе». В классах, где учатся несколько таких детей, «подчас возникает нездоровая атмосфера, когда эти дети начинают терроризировать остальных», продолжают исследователи. Так, среди выходцев из этих республик распространено высокомерное отношение к девочкам.
Для решения конфликтных ситуаций учителям имело бы смысл пройти специальные тренинги, пройти обучение методикам, позволяющим противостоять подобным сложностям. «При всем обилии проблем, имеющихся в школах, где обучаются дети мигрантов, для обмена опытом по решению таких проблем существуют только спецсеминары для завучей, где время от времени поднимается тема детей-мигрантов», – сетуют авторы статьи.
Один из существенных пробелов в работе школ состоит в том, что сейчас система оплаты труда учителей, предусматривающая надбавки за дополнительный труд, тем не менее, не содержит поощрений за усилия учителя при работе с детьми-мигрантами. Это явное упущение. Педагоги, работающие в таких классах и преодолевающие больше трудностей, оказываются в проигрыше по зарплате, указывают исследователи.
В итоге нередки ситуации, когда учителя стараются избегать приема в свой класс иностранных детей. «Этот недостаток оплаты труда учителей должен быть по возможности быстро устранен», – подчеркивают исследователи.
Также необходимо активнее использовать систему государственных грантов, поддержку работы общественных объединений и детских организаций, занимающихся адаптацией детей мигрантов.
Учителя порой проявляют ксенофобию, хотя ее уровень, по оценке экспертов, не достигает критического. Однако нетерпимость – это проблема общественного сознания в целом, подчеркивают эксперты. Иными словами, необходимо менять мышление.
Борьба с ксенофобией, отмечают в заключение исследователи, подразумевает усиление ответственности за оскорбления по национальному признаку и воздействие через общественное мнение.
См. также:
Ради заработка мигранты жертвуют своими правами
Миграционная политика должна быть последовательной
Москвичи и мигранты не понимают друг друга
Мигранты следуют за инвестициями
Мигранты должны приезжать надолго
Мигранты и экспаты
Трудовые мигранты не конкурируют с аборигенами
Миграция между регионами бессмысленна или невозможна
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!