Новый доклад о человеческом развитии Программы развития ООН (United Nations Development Programme. Human Development Reports), обнародованный в конце июля, в числе многих вопросов включает и оценки неравенства полов в мире в 2013 году. Они характеризуют три жизненно важных сюжета из жизни женщин: репродуктивное здоровье, права и возможности и участие в рынке труда.
О полном паритете полов говорит нулевой индекс гендерного неравенства (ИГН). Пока ни одна страна мира не добилась такого показателя, резюмирует данные ПРООН старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ Виктория Сакевич в аналитическом комментарии к индексам гендерного неравенства. Комментарий вышел в свежем номере журнала «Демоскоп Weekly». Иными словами, гендерный паритет в мире так и не достигнут. При этом, несомненно, ситуация с неравноправием полов по странам сильно варьируется.
ИГН складывается из репродуктивных показателей, а также прав и возможностей, в том числе на рынке труда, поясняет эксперт.
Репродуктивное здоровье измеряется уровнем материнской смертности и коэффициентом рождаемости в возрасте до 20 лет. Чем эти показатели ниже, тем ближе страна к гендерному равенству. Смерть женщин во время родов и подростковое материнство служат свидетельством неблагополучия и невысокого статуса женщины в обществе. Риски смерти рожениц снижаются благодаря качественному питанию и медпомощи, в том числе в области гинекологии, а также благодаря образованию. Подростковое материнство также во многом упирается в вопрос доступности социальных благ.
Расширение прав и возможностей измеряется в ИГН соотношением числа женщин и мужчин в парламенте, а также уровнем образования среди женщин и мужчин, отмечается в статье. У образованных женщин в жизни больше возможностей – экономических, социальных, политических, личных.
С учетом всех этих факторов можно сказать, что индекс гендерного неравенства фактически показывает процент потерь потенциального уровня человеческого развития, обусловленных диспаритетом полов. Таким образом, глобальный (мировой) ИГН, равный 0,451, говорит о том, что из-за гендерных проблем не используется почти половина – 45% – человеческого потенциала.
Средние показатели по регионам столь же красноречивы. Они сильно варьируются – от 32% в Европе и Центральной Азии до 58% в Африке к югу от Сахары, отмечает Сакевич. На уровне стран потери от диспаритета полов колеблются от 2% в Словении и 3% в Швейцарии до 73% в Йемене.
Российский показатель ИГН составляет 0,314. Иначе говоря, потери потенциального уровня человеческого развития в РФ составляют 31%.
Рисунок 1. Индекс гендерного неравенства-2013 в некоторых странах. В скобках указано место страны в рейтинге стран по ИГН
Источник: United Nations Development Programme. Human Development Reports
Далеко не всегда высокое значение индекса человеческого развития (ИЧР) означает высокий уровень гендерного равенства, уточняет автор статьи.
Так, Катар достиг высокого уровня развития человека (0,851) и занимает 31-е место в мире в соответствующем глобальном рейтинге, приведенном все в том же докладе ПРООН. Однако его высокий индекс гендерного неравенства, составляющий 0,524, отодвигает Катар на 113 место в глобальном рейтинге гендерного неравенства.
Молдавия же, напротив, находится лишь на 114-й строчке согласно ИЧР (с показателем 0,663), но при этом занимает 51-ю позицию в гендерном рейтинге стран (ИГН=0,302).
Уровень человеческого развития в России оценивается как высокий (страна заняла 57-ю строку в «чарте» ИЧР). В то же время индекс гендерного неравенства у страны – средний, она заняла 52-е место с показателем 0,314.
Среди бывших республик СССР наилучшая гендерная ситуация сложилась в Белоруссии. По значению ИГН, равному 0,152 (или 15%), она занимает 28-ю строку, указывает автор комментария.
Остальные постсоветские страны демонстрируют определенную однородность по индексам гендерного неравенства. Процент потерь человеческого потенциала в них находится в пределах 30-40%. Россия, как уже упоминалось выше, оказалась на 52-м месте с ИГН=0,314. Показатель индекса гендерного неравенства Казахстана – 0,323, Армении – 0,325, Украины – 0,326, Азербайджана – 0,34 (они занимают места с 59-го по 62-е в рейтинге ИГН).
Таджикистан здесь оказался некоторым исключением. Он наиболее слабо продвинулся в достижении гендерного равенства, заняв 75-е место, с ИГН=0,383, добавляет исследователь.
В постсоветских странах гендерное неравенство наиболее заметно в политической сфере. В этом смысле они существенно отстают от лидеров, отметила Сакевич. Доля женщин в парламенте в десяти постсоветских странах (кроме Белоруссии и Казахстана) не превышает одной пятой. Для сравнения: в Швеции эта доля – 45%, на Кубе – почти половина, 49%.
В бывших республиках СССР не слишком благополучна и ситуация в области репродуктивного здоровья. Постсоветские страны превосходят лидеров по уровню подростковой рождаемости и по показателю материнской смертности, пояснила Сакевич.
Индекс гендерного неравенства едва ли можно считать идеальным измерителем, замечает эксперт. Это признают и его авторы. Так, ИГН не учитывает сегрегацию профессий на женские и мужские, не принимает во внимание разрыв в зарплате по гендерному признаку и ряд других сведений. Отчасти недоработки индекса объясняются пробелами в статистике, отмечается в статье.
Так или иначе, несмотря на некоторые лакуны, гендерный рейтинг ПРООН вполне показателен и четко выявляет контрасты по странам.
См. также:
Нормы морали остаются неизменными
Гендерное равноправие остается утопией
Идеал женщины отдаляется от идеала жены
Институт семьи стремится к неформальности
Чайлдфри составляют резерв позднего материнства
Человечество выбирает низкую рождаемость
Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей
Семья уменьшается и меняет обли
«Осколочные» семьи явление частое, но временное
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!