Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Молодежь жаждет самореализации

Молодежь жаждет самореализации

Время жизни современного человека становится более пластичным, гибким, а биография выглядит уже как «игра без правил», хотя на деле строится дотошно и взыскательно. Таков лейтмотив статьи Сергея Захарова и Екатерины Митрофановой, вышедшей в новой монографии «Россия – Китай: молодежь XXI века». И хотя исследователи делали прежде всего очерк репродуктивного поведения молодых россиян, его сюжет выходит за рамки демографии и охватывает экзистенциальные вопросы. Среди них – «нелинейная» биография современного человека, его самосознание, ценности и запросы

Сегодняшний молодой россиянин взрослеет неспешно – почти нехотя. Он отводит больше времени на образование и поиски себя, медлит с заключением брака и продолжением рода. Все эти события – окончание учебы, первая работа, женитьба, появление детей – уже не скапливаются на коротком временном отрезке в 3-5 лет, как это было раньше, отметили замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров и младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории социально-демографической политики НИУ ВШЭЕкатерина Митрофанова в статье «Демографические характеристики молодежи в России», опубликованной в новой коллективной монографии «Россия и Китай: молодежь XXI века» (Москва, «Новый хронограф», 2014). Для россиян, рожденных с начала 1980-х годов и позднее, все эти события, знаменующие окончательное взросление, растягиваются по временной оси – в силу особой взыскательности современных молодых людей, которые, не жалея попыток, ищут подходящую работу, место жительства и партнера, подчеркнули исследователи.

Эпизоды жизни могут и перетасовываться, и выпадать из сюжета, – все определяется индивидуальными запросами. Плюс – и общественные стереотипы давят на сознание значительно меньше. Так, официальный брак, плохо это или хорошо, – уже не императив ни для человека, ни для социума. Его отчасти заменили сожительства. В таких незарегистрированных союзах все чаще появляются дети. Если, конечно, появляются вообще. На фоне отложенных рождений отчетливо проступает и тенденция к бездетности, добровольной или вынужденной.

Так или иначе, все эти эпизоды жизненного сюжета уже с трудом укладываются в некий архетип биографии. И если в жизненной траектории советского человека было мало пространства для маневра, то «линия жизни» современного молодого россиянина уже причудливо плутает и сложнее прогнозируется.

Статья Захарова и Митрофановой опирается на результаты проекта «Новейшие тенденции демографического развития России и их учет при социально-экономическом прогнозировании», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 году.

Рынок изменил демографические стереотипы

Логику нелинейного развития биографий во многом предопределили социально-экономические трансформации второй половины 1980-х – начала 1990-х годов. Подобный контекст всегда оказывает влияние на ценности и поведенческие практики. Чем медленнее меняется ситуация в стране, тем более однородно поведение разных поколений, уточняют исследователи.

В советские времена сексуальное, брачное и репродуктивное типы поведения были тесно взаимосвязаны: женитьба и родительский дебют недалеко отстояли друг от друга во времени. Брак приносил явные социально-экономические бонусы: влиял на решение квартирного вопроса, повышение по службе и льготы.

Однако уже у поколений 1970-х годов рождения, чья социализация шла в пору реформ, стали заметны изменения биографии, констатируют эксперты. Интервал между вступлением в первый брак и рождением ребенка вырос. Девушки, оказавшиеся в условиях расширения карьерных, образовательных и социальных возможностей, «перестают воспринимать замужество как единственный способ успешной самореализации», поясняют авторы статьи.

Люди, рожденные в 1980-х и 1990-х годах, еще старательнее избегает раннего взросления. Для них почти очевидно, что институт семьи может конфликтовать с карьерой и профессиональным ростом. В то же время и общество уже не упорствует в демографических установках, спокойно относясь к неофициальным союзам, внебрачным детям и разводам. Таким образом, то, что ранее не признавалось, уже находится в пределах нормы.

Молодежь по-новому осознала свободу

Современные молодые россияне сильно отличаются от предыдущих поколений по притязаниям и взглядам, отмечают авторы статьи. В основе этих различий лежит возросшее значение «реабилитированных» ценностей: свободы, независимости, индивидуальности. Современная молодежь более амбициозна и мобильна. Ее действия также выходят на новые траектории, потому что не сдерживаются единообразием ценностей и взглядов.

Проступает, пожалуй, лишь один общий знаменатель – молодые россияне, по мнению авторов статьи, больше настроены на самореализацию и успешную карьеру. Они активнее инвестируют в свой человеческий капитал, стремясь поднять стоимость на рынке труда. Отсюда и «замедленный ход» биографии в том, что касается создания семьи и деторождения. Эти стороны человеческой жизни для молодых россиян, пока они, собственно говоря, молоды, менее приоритетны: на этом этапе более значим индивидуальный успех.

Не случайно браки «постарели»: создание семьи к возрасту 25 лет перестало быть нормой, пишут Захаров и Митрофанова. По данным переписи населения 2010 года, к 30 годам свыше 40% мужчин и каждая четвертая женщина все еще ни разу не состояли в браке. Это действительно «грандиозные перемены», комментируют авторы очерка.

Демографические «пробуксовки» современных биографий иллюстрируют и другие цифры, приведенные в статье. В поколениях 1950-х годов половина женщин регистрировали брак с партнером к первому году от начала неформального союза. В поколениях 1970-х таких женщин было уже только 30%. Тенденция к быстрой легализации сожительства оказалась сломленной у современной российской молодежи.

Дети стали добровольным выбором

Инстинкт продолжения рода у молодежи подвергся рационализации. Рождение ребенка из общественного демографического «долга» перерастает в одну из ценностей каждого конкретного человека. Это уже вопрос рационального выбора, который определяется, в том числе, соображениями экономического плана. Молодежь откладывает появление ребенка, пытаясь прежде этого «капитализироваться» – завершить образование и найти высокооплачиваемую работу, чтобы иметь возможность обеспечить первенца всем необходимым.

Столь же прагматично молодые люди подходят к рождению второго и последующих детей, указывают исследователи. «Если материальный уровень семьи недостаточен, то лучше иметь одного ребенка, но дать ему хорошее образование и иные стартовые возможности», – приводят эксперты современную логику решения «воспроизводственного» вопроса.

Тем самым – вполне закономерно – за откладыванием деторождения происходит и общее снижение его уровня.

Однако падение рождаемости – не новый процесс. Все послевоенные поколения в России не воспроизводят себя, так как суммарный коэффициент рождаемости по каждому из них не достигает показателя, необходимого для простого замещения поколений, – 2,1 ребенка на одну женщину. Когорты 1970-х годов рождения еще не завершили репродуктивный цикл, но уже сейчас ясно, что высокой их итоговая рождаемость не будет, подчеркивается в статье: «Нынешние оценки – 1,6 ребенка на одну женщину».

Внебрачная рождаемость оказалась нормой

Рождение детей вне брака легализовалось в общественном сознании. Некоторые пары не видят разницы между воспитанием ребенка в официальном супружестве и в незарегистрированном браке, другие оформляют отношения спустя несколько лет после рождения ребенка. Некоторые женщины рожают «для себя». Для части женщин не исключена материальная заинтересованность: со статусом одинокой матери связаны социальные бонусы – пособия и льготы (причем порой оказывается, что такие женщины де-факто живут в партнерстве, просто оно неофициальное). Так или иначе, все эти личные демографические сценарии продумываются, «рефлексируются» и лишь затем реализуются.

«Россияне получили возможность использовать более эффективно самое ресурсное время жизни – молодость, – резюмируют Сергей Захаров и Екатерина Митрофанова. – Сегодня они пытаются начинать планировать свою жизнь как можно раньше и встраивать в нее те события и в той последовательности, как они действительно хотят».

См. также:

Материнский капитал помог родиться «отложенным» детям
Бездетность все чаще предопределяют убеждения
Экономика способствует кризису рождаемости
Аборты перестают быть методом планирования семьи
Откладывание материнства повышает риск бездетности
Рождаемость поддерживают нефтяные доходы
Второй ребенок поможет с ипотекой
Материнский капитал стимулировал «бэби-бум» на селе

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,31 октября, 2014 г.