«Армия» медсестер в России, состоящая из примерно 900 тысяч человек, должна увеличиться и пройти более серьезную подготовку. Так, в конце апреля 2014 года Минздрав говорил о необходимости внедрения новых технологий в работу среднего медперсонала с дифференцированным расширением его функций (см. отчет «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год»).
Пока же человеческие ресурсы в отрасли используются не слишком эффективно, отметила Елена Тарасенко. Врач порой делает ту работу, которую могла бы выполнить и квалифицированная медсестра, а иногда и вовсе трудится в одиночестве, без помощника. Хорошо подготовленного среднего медицинского персонала явно не хватает. Дефицит составляет около 270 тысяч человек, подсчитал Минздрав. С 2000 по 2011 год обеспеченность средним медперсоналом уменьшилась с 96,9 до 92,4 на десять тысяч россиян, отмечается в статье.
В результате соотношение между врачебным и средним медперсоналом составляет 1:2,13. Это существенно отличается от международных стандартов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует в идеале иметь на одного врача 4-5 медсестер, напоминает Елена Тарасенко в статье «Перспективные направления организации работы сестринского персонала: зарубежный опыт и уроки для России». Она опубликована в журнале «Здравоохранение», № 8 за 2014 год.
Увеличение числа медсестер и совершенствование их работы назрели, в том числе, и в связи с глобальными проблемами, подчеркнула Тарасенко. Речь идет о старении населения и распространении социально опасных заболеваний, требующих постоянной терапии. С этим столкнулись многие страны, и Россия здесь не исключение. Впрочем, и в других областях медицинская помощь должна стать более доступной.
Одно из возможных решений эксперты видят в более разумном использовании медицинских кадров. Для подобной рационализации нужно ответить на два вопроса, считает автор статьи.
Первый из них – в каком направлении расширять и дифференцировать специализацию и функционал медсестер (сейчас сестринских специальностей в РФ 46).
Второй – какие профессиональные компетенции у среднего медперсонала должны быть сформированы, чтобы это позволило повысить качество и доступность медпомощи.
Варианты ответов на эти вопросы может дать спецификация деятельности среднего медперсонала как в США, считает автор статьи. Можно взять на вооружение такую установку: медсестра заслуживает лучшей зарплаты и большего объема ответственности. Правда, это предполагает и более высокий уровень образования и квалификации.
К кадровому перекосу «врачи – медсестры» и дисбалансу между сестринским персоналом в стационарах и поликлиниках (в первых их избыток, во вторых – нехватка) добавляется еще одна несообразность. При том, что уровни сестринского образования в России разнообразны (от младшей медсестры по уходу за больным до менеджера с высшим сестринским образованием), и квалифицированная медсестра – это незаменимый помощник, а в ряде случаев – даже замена врача, тем не менее, общество не видит этих различий. Медсестры разного уровня подготовки воспринимаются примерно одинаково. И в целом профессия не ценится должным образом: зарплаты медсестер невелики, их статус в обществе – невысок. «В России пока наблюдается принижение роли сестринских кадров в лечебном процессе, – констатирует Елена Тарасенко. – Их функции нередко сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки».
Иными словами, сестринский персонал оказывается простым исполнителем распоряжений врача и не обладает юридически закрепленной собственной серьезной системой прав, обязанностей и ответственности.
За рубежом ситуация с сестринским делом несколько иная. Так, в США профессия медсестры более престижна и дает больше возможностей для карьерного роста.
Образование медсестер в США варьируется от нескольких месяцев на курсах переподготовки для выпускников школ (для работы сертифицированным помощником медицинской сестры), одно-трехгодичного обучения в медучилищах (медсестринских школах) до магистратуры по сестринскому делу и даже получения степени доктора наук.
Для каждого уровня образования предполагается и свой уровень ответственности. Ясно, что бакалавр наук в области сестринского дела получает больше ответственности, чем выпускник медсестринской школы. И зарплата у бакалавра, соответственно, выше.
Получение магистерской степени для медсестры в США – хороший карьерный трамплин и надежный способ увеличения дохода. Впрочем, и ответственность тут гораздо выше. Медсестры с высшим образованием часто выполняют функционал, который в России возложен на терапевтов поликлиник. В США «для многих пациентов обращение за первичной консультацией к медсестре с магистерской степенью – хорошая альтернатива обращения к врачу», пишет Тарасенко.
«Медсестринская» магистратура предполагается в четырех областях, в том числе в области анестезиологии и акушерства. Однако существуют еще и магистерские программы, позволяющие получить двойной диплом. Ясно, что это дополнительные карьерные опции. Наиболее распространенные «двойные» программы таковы:
Обучение в докторантуре позволяет медсестрам выстроить траектории «аналитиков». Докторанты учатся лидерству, разработке передовых навыков медсестер (в том числе исследовательских) и развивают психологическое направление.
Таким образом, спектр карьерных траекторий медсестер может быть достаточно широким.
Если проанализировать специализацию медсестер в США, то получится, пожалуй, излишне обширная панорама. Так, помимо обычных медсестринских специальностей (в хирургии, акушерстве, уходе за больными и пр.), есть и такие, как медсестра-адвокат (она помогает клиентам в судебных тяжбах по медицинской проблематике, например), медсестра-педагог, медсестра-исследователь, которая сотрудничает с медицинскими НИИ ради апгрейда сестринской работы. Существуют и медсестры-вояжеры, работающие на аутсорсинге. Их посылают в регионы, чтобы временно залатать кадровые дыры. Наконец, есть и информационная медсестра, собирающая и интерпретирующая данные, поступающие из клиник.
Как бы то ни было, наиболее высокооплачиваемой в США остается вполне очевидная специальность «медсестра-анестезиолог», помощь которой незаменима при хирургических операциях. Для этой специальности требуются углубленное образование и опыт, однако и потенциал роста здесь неплохой. Медсестры-анестезиологи пользуются высоким спросом, их средний оклад составляет 154,4 тысячи долларов в год.
Для сравнения: информационная медсестра получает 88 тысяч долларов в год, медсестра-адвокат – 110 тысяч долларов, медико-хирургическая сестра – 75 тысяч долларов, медсестра по обезболиванию – 78 тысяч долларов в год.
Таким образом, доходы медсестер разных профилей сильно варьируются, но они, так или иначе, считаются вполне приемлемыми.
При моделировании потребности российского здравоохранения в сестринских кадрах имеет смысл принять во внимание такой американский урок: медсестра – это «престижная и хорошо оплачиваемая профессия, однако общество предъявляет к ней высокие требования», резюмирует Елена Тарасенко. Достаточно часто сестринский труд предполагает высокий уровень образования, клинического мышления, включая знания доказательной медицины и высокую степень самостоятельности.
В итоге медсестра несет серьезный груз ответственности по оценке состояния пациентов, квалифицированному консультированию, а также планированию и проведению ухода за ними. Медсестра с такой подготовкой и опытом в ряде случаев (но отнюдь не во всех) может взять на себя функции врача. Впрочем, сработает ли это в российских условиях, остается вопросом. Несомненно одно: образование медсестер нуждается в апгрейде.
См. также:
Гомеопатия остается падчерицей медицины
Деньги за лечение врачи считают нормой
Большинство мигрантов лишены медпомощи
ВИЧ стал вдвое реже поражать молодежь
«Большие данные» помогут врачам выбрать способ лечения
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!