Сейчас недостаток образования и профессиональных навыков работников промышленных предприятий – одна из ключевых проблем бизнеса. Опросы руководителей компаний показали, что нехватка профессиональных умений у рабочих – вторая по значимости проблема, мешающая росту производительности труда и, как следствие, росту промпроизводства. Косвенный признак наличия серьезных проблем с профпригодностью – заметное снижение среднего трудового стажа на одном рабочем месте. Если в 1994 году треть занятых работала на одном месте более десяти лет, то в 2005 году у четверти занятых стаж на одном месте составил менее одного года.
В развитых странах работодатели активно инвестируют в дополнительное профессиональное обучение своих работников. Так, согласно исследованию Всемирного банка, в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), больше половины предприятий предоставляют сотрудникам дополнительное обучение в той или иной форме. Однако в России уровень инвестиций в дополнительное обучение гораздо ниже. Одна из возможных причин низкого уровня вовлеченности сотрудников в образовательный процесс – отсутствие отдачи от обучения.
Павел Травкин попытался выяснить, так ли это, оценив влияние пройденного дополнительного профессионального обучения на заработную плату работников в России, поскольку, по его словам, «в основе повышения заработной платы работников после прохождения дополнительного обучения лежит повышение их производительности труда». Исследование легло в основу кандидатской диссертации Павла Травкина «Влияние дополнительного профессионального обучения на заработную плату работников».
Исследование проводилось на данных РМЭЗ-ВШЭ с 2006 по 2011 год. В выборку попало более 40 тысяч человек от 15 до 72 лет, которым задавался вопрос о том, учились ли они на курсах повышения квалификации, профессиональных курсах или других курсах, включая курсы иностранных языков, обучение на рабочем месте. Также были использованы данные обследования предприятий «Взаимодействие внутренних и внешних рынков труда» (ВВВРТ), статистические материалы Росстата (результаты выборочных обследований населения по проблемам занятости, данные Минтруда России), данные Мониторинга экономики образования и данные обследований предприятий Business Environment and Enterprise Performance Surveys (BEEPS). На их основании был выполнен эмпирический анализ масштабов обучения на российских предприятиях.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что российские предприятия обучают своих работников также как и зарубежные компании. По разным данным, собранным Травкиным, от 50% до 70% предприятий проводят обучение своих работников.
Охотнее других это делают инновационные, растущие, развивающиеся предприятия, которые предъявляют высокие требования к уровню знаний и компетенций. При этом вовлеченность работников в процесс обучения в России находится на относительно низком уровне. Работодатели обучают относительно небольшое количество, и, как правило, высококвалифицированных работников.
Так, в средних и крупных компаниях обучение проходит чуть менее 16% работников. Наименьшая доля обученных – в сельском хозяйстве и рыболовстве – около 4%. Самый высокий показатель демонстрируют фирмы, занимающиеся финансовой деятельностью, – 24,5%. Предприятия, основным видом деятельности которых является добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность и производство и распределение газа и воды, обучают 22-23% своих сотрудников.
«Объемы обучения сотрудников на предприятии напрямую связаны с уровнем инвестиций, направляемых на развитие персонала. Чем больше инвестиции, тем, скорее всего, больше обученных или выше качество обучения на предприятии», – подчеркивает Травкин. Правда, оговаривается он, в крупных и средних компаниях, которые традиционно имеют больше возможностей вкладывать в обучение работников, доля обученных за счет средств работодателей сотрудников составляет всего 10-15%, тогда как в странах ОЭСР такой показатель в среднем 35-40%, а в Швейцарии достигает 60%.
Несмотря на то, что работодатели мало обучают своих работников, существует высокая отдача от обучения. По словам Травкина, «результаты эмпирического анализа, полученные на индивидуальных данных РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2004-2008 годы, свидетельствуют о положительном приросте заработной платы российских работников после прохождения дополнительного профессионального обучения». В среднем у обученных на предприятии зарплата возрастает на 8,3%.
При этом в бюджетном секторе отдача от дополнительного профобучения ниже, чем в частном – 5,14% против 9,75%.
«Таким образом, в приросте заработной платы (и, соответственно, в приросте производительности труда) работника состоит прямая выгода от обучения как для работников, так и для предприятий. В конечном счете, работодатель получает ренту от инвестиций в человеческий капитал», – делает вывод автор исследования.
Остается вопрос, почему работодатели мало обучают своих работников, если обучение им выгодно, как показано в исследовании. По мнению Травкина, такая ситуация может быть обусловлена для предприятий высокими издержками обучения и высокими рисками инвестиций в человеческий капитал.
Он предлагает государству повысить стимулы участников рынка труда для инвестиций в обучение. А именно: софинансировать дополнительное профобучение на развивающихся и инновационных предприятиях, создать обновлённые критерии проведения сертификации различных видов дополнительного профобучения для уменьшения информационной асимметрии, сократить господдержку вузам с низким уровнем подготовки выпускников и направить освободившиеся средства на поддержку предприятий, которые обучают работников. «Поскольку выпускникам вузов часто не хватает знаний и навыков, которые необходимы на конкретном рабочем месте, то такое перенаправление средств повысит стимулы работодателей обучать работников», – считает Павел Травкин.
См. также:
Повышение квалификации кадров выгодно работодателю
Побороться за человеческий капита
Человеческий капитал стимулирует экономический рост
Жизнь россиян существенно недооценена
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!