Солидарная пенсионная система год от года будет сталкиваться всё с большими трудностями, считает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Малева. Главный вызов известен – это демография. По официальным прогнозам, в 2030 году численность пенсионеров в стране сравняется с численностью работающего населения. То есть каждый работник должен будет содержать не только себя и свою семью, но и одного пенсионера.
«За пределами 2030 года мы наблюдаем экономический нонсенс, когда неработающего населения уже больше, чем работников, – говорит Татьяна Малева в докладе «Человек в солидарной пенсионной системе». – Это значит, что российский работник должен заработать на очень многих людей. Эта ситуация с самого начала предопределяет те вызовы, которые стоят перед солидарной пенсионной системой». Но альтернативных институтов, позволяющих людям финансировать свою жизнь в преклонном возрасте, в российской экономике не создано, «в этом парадоксе нам предстоит решить эту задачу».
Частично решить проблемы пенсионной системы должна новая пенсионная формула, которая вступит в силу с января 2015 года. Предполагается, что она будет стимулировать работника к определенной модели поведения, а именно: вырабатывать максимально возможный трудовой стаж, работать в формальном секторе и работать как можно дольше, следя за отражением своей трудовой биографии в документах. При этом успех и даже устойчивость всей пенсионной системы в огромной степени будут зависеть от поведения работников. «Мы становимся заложниками российского работника: от того как он себя поведет, мы получим тот или иной результат», – говорит автор доклада.
Чтобы спрогнозировать сработает ли новая пенсионная формула и каковы перспективы солидарной пенсионной системы вообще, «Левада-Центр» провел опрос, в котором участвовало 1600 человек из 130 населенных пунктов 45 регионов страны. Эксперты попытались выяснить модель поведения людей в действующей пенсионной системе.
Главный результат таков: абсолютное большинство населения видит пенсию основным источником существования в пенсионном возрасте. При этом люди, не достигшие пенсионного возраста, понимают, что работа – лучший способ уберечься от бедности в пенсионном возрасте. Примерно треть молодых людей намерена продолжить работу по выходу на пенсию.
По статистике, в России примерно треть пенсионеров работают, а согласно данным исследования, лишь 45% людей покидают свое рабочее место по достижении пенсионного возраста. Тем не менее, только 14% пенсионеров говорят, что могут жить лишь на собственные заработки. А большая часть пенсионеров продолжает работать не более пяти лет. Правда, согласно опросу, около 20% респондентов по достижении пенсионного возраста готовы работать еще десять лет. Но хотеть не значит сделать. По мнению Татьяны Малевой, реальная доля пенсионеров, способных проработать еще десять лет, окажется меньше.
Есть пункт, по которому мнения рядовых граждан и авторов новой пенсионной формулы, в целом, совпали – это роль трудового стажа при начислении пенсии. «Сегодня сложился очень низкий порог ввода в солидарную пенсионную систему – пять лет», – говорит Малева, напоминая, что новая пенсионная формула предполагает постепенный рост требований к минимальному стажу, который ежегодно будет увеличиваться на один год, пока не достигнет пятнадцати лет. Но даже при такой «мягкой» схеме около 20% работников рискуют не набрать минимальный стаж.
Одна из проблем пенсионной реформы, да и всего российского рынка труда, заключается в высокой доле неформального сектора. Несмотря на то, что государство ведет разъяснительную работу, и люди прекрасно знают, что размер их пенсии зависит только от их официального заработка, доходы 40% опрошенных полностью или частично формируются в неформальном секторе. Значит, эти люди не делают отчислений в пенсионную систему или делают не полностью (в первую очередь, речь идет о независимых предпринимателях, работающих студентах и т.д.). При этом только 16% работников считают, что находиться в «тени» им выгодно (для сравнения, в 90-е годы так считали около 30%). Тем не менее, по словам Малевой, цифра в 16% сама по себе очень значительна, и без усилий государства сокращаться, скорее всего, не будет.
Еще один важный момент: работать человеку по достижении пенсионного возраста или нет, решает не только он. Около 20% респондентов считают, что были отправлены на пенсию своими работодателями. То есть пенсионная формула стимулирует людей к продолжению работы, а рынок труда мотивирует их стать пенсионерами. «На самом деле, пенсионная формула – это вызов рынку труда, на котором должна проводиться политика поддержания рабочих мест для пожилого населения», – говорит Татьяна Малева.
Успех пенсионной системы, по ее словам, зависит от двух смежных областей – системы образования и рынка труда. Только одновременные и однонаправленные действия на всех трех направлениях, могут привести к желаемому результату, «когда люди будут работать не просто дольше, а будут сохранять высокий экономический потенциал, и их работа будет содействовать экономическому процветанию страны».
Татьяна Малева полагает, что продление срока пребывания работника на рынке труда и продление трудовой жизни будет связано с увеличением доли людей, занятых интеллектуальным трудом. Тем более, исследователи отметили, что чем выше уровень образования работника, тем выше у него и нематериальные причины продолжать работу по достижению пенсионного возраста. Это нежелание менять образ жизни, желание оставаться в строю, желание продолжать реализовывать себя, как профессионала.
См. также:
Пенсионные фонды теряют деньги
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!