В последние десятилетия российская семья существенно изменилась. Выросло число неофициальных союзов и внебрачных детей (см. статью «Внебрачные дети – не значит безотцовщина»), увеличилось число разводов. Нередко неполная семья – это лишь временное явление, за ней может последовать новый союз (см. статью «“Осколочные” семьи явление частое, но временное» ). Так или иначе, значительное число разводов привело к тому, что в каждом поколении все большее число детей, рожденных в полной семье, какое-то время воспитывается в неполной.
Если среди рожденных в 1970-е годы россиян в неполных семьях жили 16,1% респондентов, то среди детей 1980-х годов рождения в таких семьях воспитывались уже 20%, подсчитали Елена Чурилова и Дарья Гутина. Они использовали данные общероссийского выборочного обследования «Человек, семья, общество», проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в 2013 году. Взросление в неполной семье сказывается на устойчивости отношений в браке и на биографии человека в целом, выяснили исследователи.
Статья Чуриловой и Гутиной «Влияние опыта проживания в неполной семье на социо-демографическое поведение детей» опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly». Из общей выборки – почти 9560 человек – авторы выделили тех, кто хотя бы какое-то время воспитывался одним родителем. Таких респондентов оказалось 3622. Из них 1675 опрошенных – 1970-1979 годов рождения, а 1947 человек – 1980-1989 годов рождения. Вопросник включал в себя разделы «Родители и родительский дом», «Браки, союзы, дети», «Образовательная биография», «Трудовая деятельность» и «Ценности и установки».
Невзирая на тенденцию почти тотального высшего образования в России, дети, росшие в неполной семье, реже заканчивали вузы. Они чаще имели только среднее образование. Иными словами, у выходцев из таких семей отмечен более низкий уровень образования, выявили Чурилова и Гутина.
Исследователи учитывали число оконченных классов средней школы. Оказалось, что и «семидесятники», и «восьмидесятники», жившие до 15 лет в неполной семье, реже получали полное среднее образование, чем респонденты, воспитывавшиеся в семье, где были и мать, и отец.
С высшим образованием расклад такой: в поколениях 1970-1979 годов рождения его получили 40,1% юношей и девушек из полных семей и 26,4% из неполных, а в поколениях 1980-х годов рождения – 48,1% молодых людей из полных семей и 34,9% их неполных. Так или иначе, получается, что выходцы из неполных семей раньше начинают самостоятельную жизнь.
Более раннее взросление детей из неполных семей подтверждает и другое событие биографии – сексуальный дебют. Эта точка отсчета взрослости сдвигается на более раннее время.
Для «семидесятников» из полной семьи средний возраст вступления в первые интимные отношения – 18,7 года, из неполной семьи – 18,2 года. В 18 лет половина юношей и в 19 лет половина девушек, воспитывавшихся отцом и матерью, уже имели опыт близости. Среди выходцев из неполной семьи половина юношей прошла сексуальный дебют к 17 годам, а половина девушек – к 18 годам, отмечают Чурилова и Гутина.
Расклад среди «восьмидесятников», чье сексуальное взросление в целом происходит раньше, такой: средний возраст первой близости – 17,7 лет у юношей из полных семей и 17,3 года из неполных и 18,4 лет у девушек из полных семей и 17,9 лет из неполных.
Воспитание в неполной семье сказывается на представлении о браке и самом «строительстве» супружества. «Очевидно, что отсутствие примера устойчивых отношений между родными матерью и отцом и примера решения конфликтных ситуаций может влиять на стабильность будущих брачных союзов детей, выросших в неполных семьях, или может затруднять выбор подходящего партнера», – высказывают предположение Чурилова и Гутина. Это подтверждают и цифры.
Среди респондентов, родившихся в 1970-е и выросших в семье с матерью и отцом, 23,1% имели опыт проживания с двумя партнерами и 8% с тремя и более партнерами. А среди представителей поколения, выросших в неполной семье, с двумя партнерами жили 23,7% респондентов, а с тремя и более – 16,9% опрошенных. Таким образом, вторая цифра, связанная с тремя партнерами, у выходцев из неполных семей оказывается более чем вдвое выше.
Более частая смена партнеров характерна и для поколения «восьмидесятников» из неполных семей. Среди воспитывавшихся родными родителями 15,9% информантов сменили двух партнеров, 8,3% - трех и более. Среди респондентов, росших в неполной семье, 20,8% имели опыт отношений с двумя партнерами, а с тремя и более – 9,7%.
Несмотря на то, что каждый пятый из поколения 1980-х еще не имел опыта совместного проживания с партнером, следует ожидать, что молодые люди, воспитывавшиеся в неполной семье, скорее всего, будут вступать в большее число отношений, прогнозируют авторы статьи.
Таким образом, жизнь в неполной семье ощутимо влияет на получение ребенком в будущем высшего образования, на возраст начала интимной жизни и на стабильность брака, резюмируют Елена Чурилова и Дарья Гутина. Эти факты биографии детей из неполных семей согласуются с данными других исследований, которые говорят о том, что такие дети нередко хуже учатся в школе, раньше оставляют учебу и трудоустраиваются, быстрее начинают половую жизнь и вступают в брак, который, как выясняется впоследствии, оказывается шатким.
См. также:
Внебрачные дети – не значит безотцовщина
«Осколочные» семьи явление частое, но временное
Семья уменьшается и меняет облик
Молодежь жаждет самореализации
Россияне ценят традиционную семью
Институт семьи стремится к неформальности
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!