Политики и экономисты возлагают большие надежды на рост предпринимательства, видя в нем источник формирования среднего класса, роста занятости, диверсификации производственных процессов, привлечения инвестиций, трансферта технологий в реальную экономику и стимулирования инноваций. Считается, что чем выше уровень предпринимательской активности в стране, тем активнее происходит экономический рост и развитие, и наоборот.
Однако статистические данные демонстрируют прямо противоположные результаты. Выделяется общая тенденция к снижению процента самозанятых при росте ВВП на душу населения. В слабо развитых странах Южной Америки и Африки процент самозянятых в разы больше, чем в развитых странах Европы (50-70% против 10-20%), а ВВП на душу населения там гораздо ниже (5-10 тысяч долларов против 30-60).
Екатерина Маврина попыталась найти взаимосвязь между предпринимательской активностью и уровнем экономического развития страны. Для этого она провела регрессионный анализ панельных данных. Статистической базой исследования стали базы данных Всемирного Банка, Глобального Мониторинга Предпринимательства (ГМП), Центра исследований “Pew Research” по 119 странам за период 2003-2012 годов. Результаты исследования были представлены в докладе «Взаимосвязь между предпринимательской активностью и уровнем экономического развития».
Как выяснила автор исследования, связь предпринимательства и экономического развития неоднозначная. Теоретически существует два вида зависимости: U-образная и L-образная. При первой - предпринимательская активность сопровождается ростом подушевого ВВП. При второй - рост самозанятого населения происходит на фоне низких показателей подушевого ВВП.
Проведенный регрессионный анализ данных показал: до сих пор в мире преобладает L-образная модель, когда развитие предпринимательства наблюдается в экономически отсталых странах.
Высокие значения предпринимательской активности в бедных странах автор исследования связала с отсутствием возможностей трудоустройства по найму, вовлеченностью детей и женщин на рынок труда, высокой мобильностью продавцов и кустарным характером производства. По сути, речь идет о примитивных видах уличной торговли и производства продуктов питания и легпрома, а также оказании элементарных услуг.
В странах с высоким подушевым ВВП ситуация прямо противоположная. Большая часть населения является наемными работниками в крупных компаниях и корпорациях. То есть, спад предпринимательства часто обуславливается созданием крупных предприятий, появлением ориентированных на экспорт транснациональных корпораций, конкурирующих на международном уровне.
К малодоходным странам с высоким уровнем предпринимательской активности Маврина относит Бутан, Гану, Эквадор, Колумбию, Намибию и др.
Среди высокоразвитых стран с низким уровнем предпринимательства: Германия, США, Австрия, Франция, Норвегия.
При этом исследователь отмечает: уже сейчас в экономически развитых странах происходит оживление предпринимательской активности. Однако новое предпринимательство существенно отличается от того, что мы наблюдаем в отсталых африканских странах. Его конкурентные преимущества: инновационность и отсутствие границ.
Новый этап экономического развития – инновационно ориентированная стадия, связанная с внедрением высокоинтеллектуальных технологий в производство, развитием сектора услуг, появлением интернета, персональных компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты. Все эти опции снижают издержки при обмене информацией между географически разделенными единицами и открывают возможности для субконтрактинга и аутсорсинга.
Помимо аутсорсинга место индивидуальных предпринимателей – в секторе услуг. Там возможно начать бизнес с низкими капитальными вложениями и дифференцированно подходить к каждому потребителю. С ростом благосостояния граждан повышаются требования к качеству и оригинальности потребляемых товаров и услуг, появляется спрос на специализированную продукцию, открываются новые ниши для малых предпринимателей.
Однако, предупреждает Маврина, новое инновационное предпринимательство «расцветет» там, где будет открыт доступ к финансовым ресурсам, а количество процедур и издержки регистрации нового бизнеса не будут превращены в бесконечную цепочку обременительных бюрократических операций.
См. также:
Создание фирмы помогает бедным
Без инновационного предпринимателя экономика не растет
Россию отличает предпринимательский пессимизм
400 000 000 предпринимателей
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!