Доказать свою невиновность перед антимонопольными и другими регулирующими органами компаниям очень сложно. До суда они часто даже не знают, в чем конкретно их обвиняют. Неопределенность содержания обвинения снижает для бизнеса стимулы собирать и представлять свидетельства в свою пользу, пока не начнется судебный процесс, пришли к выводу в ходе исследования профессор департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Светлана Авдашева и директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Андрей Шаститко.
Российский бизнес не часто выигрывает споры в суде, если его оппонентом оказываются госорганы. Юристы констатируют, что обвиняемые в нарушении антимонопольного законодательства компании проявляют пассивность в попытке изменить ситуацию в свою пользу на этапе представления информации и пояснений в антимонопольные органы. В защиту собственных интересов бизнес включается лишь после вынесения решения о нарушении антимонопольного законодательства, при подготовке искового заявления в арбитражный суд.
Исследователи решили выяснить, чем объясняется пассивность российского бизнеса в защите своих интересов, и что может побудить компании начать более активно отстаивать свои права. Ведь далеко не всегда обвинения чиновников правомерны. Претензии можно опротестовать в суде, минимизировать или снять полностью.
Результаты исследования представлены в докладе «Влияние произвольного выбора состава правонарушения при расследовании на объем представленных свидетельств и решение контрольно-надзорного органа».
Анализ антимонопольного законодательства и правоприменительной практики показал: причиной пассивности бизнеса в отстаивании своих прав является неопределенность содержания обвинения. До суда компании часто даже не знают, в чем конкретно их обвиняют и каким образом выстраивать свою защиту.
«Одно из важных проявлений правовой неопределенности — неосведомленность компании о содержании обвинения в момент начала расследования, когда у неё запрашивают информацию», — подчеркивают Авдашева и Шаститко. В отличие от европейской практики применения антимонопольного законодательства, российское не требует на этапе начала расследования предъявления конкретного предполагаемого обвинения (что расследуется). Один из результатов этого — возможность «позднего» выбора госорганами предмета правонарушения в зависимости от объема и содержания представленной защитой информации.
Так, к примеру, по обвинению в нарушении ст. 10 закона «О защите конкуренции» могут быть признаны незаконными самые разные типы бизнес-практик. Даже если рассматривать только цены, то доминирующие на рынке продавцы могут быть признаны нарушителями при назначении ими необоснованно высоких цен, необоснованно низких цен и цен, необоснованно различающихся для разных покупателей. Если же учесть российскую специфику применения норм о злоупотреблении доминирующим положением, то неправильное ценовое поведение может быть квалифицировано в ситуации не только индивидуального доминирования, но и индивидуального злоупотребления доминированием в составе коллективно доминирующих хозяйствующих субъектов. По сути это означает, что даже компания, занимающая менее 10% рынка, может стать фигурантом дела.
Таким образом, компания не может с уверенностью ответить на вопрос, нарушает она закон или нет. И если нарушает, то в чем именно может состоять это нарушение. Не зная, в чем именно состоит содержание обвинения, и более того — зная, что в результате расследования могут быть предъявлены самые разные претензии, обвиняемая компания ограничена в возможностях собрать и представить доказательства отсутствия нарушения, или вынуждена нести большие затраты на сбор и представление доказательств. Неопределенность предмета расследования и содержания обвинения снижает для обвиняемой компании стимулы собирать и представлять свидетельства в свою пользу, она просто не знает, от какого именно обвинения надо защищаться.
Усугубляет ситуацию и то, что одни и те же свидетельства могут использоваться в качестве аргументов стороны защиты при одном характере обвинения и в то же самое время — в качестве аргументов стороны обвинения при другой квалификации действий. Так, например, свидетельства о том, что доминирующий продавец назначает самые разные цены для разных покупателей, и по высокой цене продается лишь очень небольшая часть продукции, могут использоваться в качестве аргументов защиты при обвинении в монопольно высокой цене, но одновременно — в качестве аргументов обвинения в дискриминации. Соответственно, сам антимонопольный орган может заимствовать часть аргументов, представленных компанией, но теперь уже направленных против самой компании. Получается, что косвенно компания свидетельствует против себя.
Теоретические выводы исследователей были подтверждены математической моделью, с помощью которой Авдашева и Шаститко подсчитали издержки компаний, отстаивающих свои права в ситуации неопределенности. Выяснилось, что чем больше число возможных вариантов обвинения, тем ниже стимулы компании представлять свидетельства в свою пользу. Если компании все же решают активно защищаться, то тратят на представление аргументации больше денег, чем это было бы необходимо в случае изначально однозначного обвинения.
Существующее положение дел зачастую приводит к тому, что пассивное поведение в ответ на запросы ФАС России на протяжении нескольких лет сменяется буквально лихорадочной активностью при подготовке аргументации для судов. Именно в суде наступает момент появления достоверной информации о том, в чем именно обвиняют подозреваемого.
По мнению авторов исследования, обвинители используют возможность «правовой неопределенности» намеренно, таким образом они получают возможность «позднего» выбора предмета правонарушения, в зависимости от объема и содержания представленной защитой информации. Но это противоречит реализации основополагающих принципов функционирования правовой системы (права на защиту). Незащищенность процессуальных прав ведет к росту правовой неопределенности и к повышению издержек для компаний и тем самым оказывает негативное влияние на деловой и инвестиционный климат в стране.
См. также:
Контроля все больше, законности — меньше
Оценить издержки бизнеса пока невозможно
Слабая конкуренция препятствует экономическому росту
Потери госкомпаний от действия 223-ФЗ могут составить более 250 млрд рублей
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!