Одним из ключевых направлений антимонопольной политики является борьба с монополиями, включающая противодействие установлению и поддержанию монопольно высоких цен на рынке одним или несколькими игроками. В законе «О защите конкуренции» прописаны ряд критериев для оценки монопольно высокой цены. В том числе – сравнение с ценой, сформировавшейся на сопоставимом рынке в условиях конкуренции. Однако, как показывает практика, существуют значительные сложности в квалификации товарных рынков как сопоставимых, что не может не влиять на риски совершения ошибок правоприменения.
В настоящее время ситуация такова, что любая компания в любой момент может быть признана нарушителем закона, даже если установленные ею цены на товар рыночно обоснованы. Профессор факультета экономики НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Светлана Голованова решила оценить обоснованность предусмотренных российским антимонопольным законодательством критериев сопоставимости рынков с позиции экономической теории и в сравнении с лучшей мировой практикой применения этой нормы.
Проведенный Головановой анализ показал, что на уровне идеи в концепции монопольно высокой цены заложены вполне адекватные требования к определению рынка как сопоставимого. Однако формулировки критериев оставляют множество оснований для различных трактовок условий сопоставимости.
Большой вопрос – можно ли взять за эталон цены на аналогичные товары в других странах и регионах, у других производителей, сравнив их с ценами на похожие товары.
Даже в случае поставок компанией на разные рынки идентичной по техническим характеристикам продукции расхождение в ценах может быть обусловлено разными условиями поставки и оплаты товаров, распределением рисков между контрагентами, размерами партий и уровнем ответственности за нарушение условий контрактов. Лишь учет всех этих факторов позволит обеспечить возможность сопоставления цен и стать основой для вывода о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в виде установления монопольно высокой цены доминирующей фирмой, подчеркнула автор исследования. Она называет некорректным «проведение анализа на усредненных данных».
За рубежом уже осознали всю сложность ценового регулирования. В отличие от США, где выявленный факт отклонения цены компании от какого бы то ни было «эталона» не рассматривается как противоправный, европейское антимонопольное законодательство расценивает установление завышенных цен как одну из форм злоупотребления доминирующим положением. Однако в практике антимонопольного правоприменения ЕС практически отсутствуют дела о монопольно высокой цене, завершившиеся обвинительным приговором, поскольку обвинения в большинстве случаев не выдерживали критики в рамках состязательного судебного процесса.
Одним из ярких примеров такого рода разбирательства стало антимонопольное дело против United Brands. Реализуемые компанией бананы «Chiquita» на нескольких географических рынках – в Германии, странах Бенилюкс и Дании – были как минимум в два раза дороже, чем в Ирландии. Суд не принял этот факт как доказательство несправедливости отдельных региональных цен. Мотивация заключалась в том, что необходимо не только показать, что разница в ценах на один и тот же товар, реализуемый на разных территориальных рынках, экономически необоснована, но и что все эти цены являются прибыльными для компании.
Тем не менее, Голованова не считает разумным следовать примеру США и вообще отказаться от сравнения цен на предмет выявления монополий. Она считает, что при сопоставлении подобных цен необходимо учитывать и дифференциацию качества товаров, выпускаемых разными производителями, и разный уровень производственной эффективности производителей, и зависимость результата сопоставления цен от выбранного временного интервала анализа, и многое другое.
Учет множества факторов при расчете эталонной цены очень сложен технически. Однако этот подход может оказаться эффективным в случае сопоставления цен региональных российских рынков – благодаря тому, что многие факторы спроса и предложения в рамках одной экономики не дифференцированы между регионами (одинаковые цены на ключевые ресурсы, одинаковая система налогообложения и т.п.).
См. также:
Нужна ли рынку антимонопольная политика
Вне конкуренции
Поиски конкуренции в неконкурентной среде
Правовая неопределенность не дает бизнесу защищать свои права
Контроля все больше, законности – меньше
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!