Социологи обычно выделяют четыре фактора, оказывающих влияние на успеваемость школьников и студентов:
Однако, как показали исследования последних лет, недооцененным остается фактор социального окружения учащихся. Во многих эмпирических работах было установлено, что друзья-однокурсники своим примером влияют на поведение и успеваемость друг друга.
В то же время в большинстве исследований были существенные недоработки. Так, например, в качестве социального окружения рассматривалась случайным образом сформированная группа, а положение учащегося в социальной сети представлялось как статическое и не подверженное изменениям. Такой подход не давал адекватно проанализировать ситуацию. Социальное окружение складывается в результате осознанного выбора, который совершает индивид, причем этот выбор является не статичным, а динамическим. Соцсети с течением времени существенно меняются, особенно если речь идет о контактах студентов-первокурсников. К примеру, студент может разорвать отношения с однокурсником, который получает низкие оценки, и стремиться формировать новые связи с успевающими учащимися.
Используя данные о социальных сетях дружеских связей студентов одного из российских университетов (117 студентов первого курса факультета экономики в 2013-2014 годах), директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Мария Юдкевич и младшие научные сотрудники этого института София Докука и Диляра Валеева попытались выяснить, значима ли успеваемость при выборе учащимися друзей среди однокурсников и как друзья влияют на академические достижения друг друга во время обучения.
Анализ данных был проведен по методу стохастического акторно-ориентированного моделирования, позволяющего учитывать динамику и все нюансы поведения участников социальных групп. Результаты исследования представлены в статье «Коэволюция социальных сетей и академических достижений студентов» в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.
Учащиеся не склонны ориентироваться на успеваемость, выбирая друзей, но с течением времени успеваемость друзей становится схожей, выяснили исследователи НИУ ВШЭ. Обычно это происходит в разгар дружбы – в середине учебного года.
Студенты, социальное окружение которых составляли те, кто учился на «хорошо» и «отлично», постепенно улучшали свою успеваемость. Таким образом, изначальное формирование дружеской связи со студентом, обладающим высокими способностями и получающим высокие оценки, может иметь положительный эффект для друзей этого студента. В то же время изначальное формирование связи со студентом с невысокими способностями может впоследствии иметь негативный эффект для его сверстников, то есть снижать их успеваемость.
При этом, подчеркивают авторы исследования, несмотря на то, что «плохие» студенты сильнее влияют на свое окружение, чем «хорошие», студенты с высокими оценками становятся популярнее и активнее в социальной сети с течением времени и их влияние распространяется шире. Они могут помогать своему окружению, способствовать повышению общего уровня знаний курса.
Активнее в формировании социальной группы участвуют мужчины: они чаще называют большее число друзей. В целом все студенты склонны дружить с однокурсниками, которых они знали до поступления в университет, с представителями своего пола и одногруппниками.
См. также:
Успеваемость влияет на дружбу студентов в соцсетях
Дружба влияет на успехи в учебе
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Рейтинг школы зависит не только от результатов ЕГЭ
Университет служит инкубатором для среднего класса
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!