Экономические проблемы последнего года (стагнация, переходящая в рецессию по всем ключевым отраслям) заставили чиновников приступить к разработке новой программы экономического развития «Стратегии 2030». Подобных документов разрабатывалось немало, но сейчас у России нет никакой официальной стратегии и целей развития, сетуют чиновники и эксперты.
Концепция долгосрочного развития-2020, утвержденная правительством осенью 2008 года, не была воплощена в жизнь: мировой кризис изменил ее условия. Некоторые предложения подготовленной экспертами в 2012 году Стратегии-2020 правительство реализовало, но с выбором целей так и не определилось, а сам документ остался в статусе неформальных рекомендаций.
Работа над Стратегией-2030 началась в июле 2015 года по поручению премьера Дмитрия Медведева после его встречи с участниками экспертного совета при правительстве РФ, а в октябре рабочая группа должна представить премьеру предварительный план. Ответственным за создание рабочей группы был назначен министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Он должен был привлечь к разработке документа профильных чиновников и независимых экономистов.
Руководитель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев на очередном заседании диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) в докладе «Стратегия-2030. Что делать с российской экономикой?» объяснил, каковы базовые проблемы, препятствующие динамичному развитию российской экономики, и какие экономические преобразования являются первоочередными.
За 25 лет проведения реформ России так и не удалось перейти от плановой экономики к полноценной рыночной, констатировал Григорьев. В то же время страна растеряла то, что было создано в советские годы. «Мы до сих пор не компенсировали инвестиционную яму 1990-х годов по структурному обновлению реального сектора, и динамика нынешних инвестиций не учитывает провала в 10-15 лет», - пояснил ученый.
Несмотря на принятие многочисленных экономических программ, четкой экономической стратегии так и не было сформулировано. Россия оказалась слишком сложной страной с высочайшим уровнем социального неравенства, где не может прижиться одно единственное экономическое и политическое направление – либерализм или дирижизм. Здесь невозможно довольствоваться простым калькированием опыта других стран, даже если это успешный опыт, и постоянно требуется тонкая настройка различных экономических и политических инструментов.
В итоге в последние годы экономическая политика в России строилась по принципу мобилизации - правительство выделяло прорывные отрасли и оказывало им господдержку. Однако низкая эффективность госпомощи и неустойчивость источника финансирования не привела к структурным сдвигам и выходу на траекторию устойчивого роста. Усугубили ситуацию внешние факторы: конфронтация с Западом, снижение темпов роста мирового ВВП (в том числе в странах Азии и ОЭСР) и дешевеющая нефть.
Новая экономическая стратегия, по мнению Григорьева, должна быть не мобилизационной, а модернизационной. Стране требуется комплексная институциональная модернизация общества, бизнеса и государства, восстановление доверия граждан к общественным институтам.
Модернизация общества подразумевает развитие демократии и активности гражданского общества, справедливость распределения доходов, комплексные меры в области демографии и в решении проблем социальной инфраструктуры (жилье и дороги, образование и здравоохранение).
Модернизация экономики включает в себя ответственную макроэкономическую политику, укрепление прав собственности, создание адекватного инвестиционного климата, снижение административных барьеров, укрепление конкурентоспособности бизнеса и частного финансового сектора.
Под модернизацией государства Григорьев понимает повышение эффективности управления, реальное снижение коррупции, укрепление судебной системы, обеспечение независимости судей, завершение разделения власти и собственности, повышение эффективности бюрократии.
В центре новой стратегии экономического развития должен оказаться человеческий капитал, а не нефтяная рента, как было до сих пор. «Эффективность экономики зависит от бизнеса, интеллигенции и инноваций, а также конкуренции и устойчивой промышленной и региональной политики», - заявил Григорьев.
Чтобы элиты осознали это и ощутили необходимость перемен, нефтяные цены не должны превышать 40-60 долларов за баррель. Дешевая нефть станет стимулом к созданию рычагов для долгосрочного экономического роста. «Высокая цена нефти отключает мозги», - резюмировал экономист.
Презентация «Стратегия-2030. Что делать с российской экономикой?»
См. также:
Мировую экономику ждут изменения
Дешевая нефть и санкции способствуют экономическому спад
Технологии поддержат экономический рост
Экономику поддержит высокое качество человеческого капитала
Производительность труда должна расти
Российская экономика не нуждается в инновациях
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!