Транснациональные корпорации (ТНК) играют значительную роль в мировой, а также в российской экономике. Так в 2012 году на их долю приходилась одна треть от общего объема российского производства товаров народного потребления, отметили Игорь Гурков и Евгений Моргунов в статье «Практики управления человеческими ресурсами в российских подразделениях международных компаний в 2014 году», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Организационная Психология». В статье представлены результаты опроса руководителей российских предприятий зарубежных корпораций по вопросам управления человеческими ресурсами (УЧР).
Опрос был проведен с целью выявить универсальные практики управления персоналам в российских филиалах ТНК накануне ухудшения экономического климата в 2014-2015 годах, а также определить области, в которых возможны изменения, касающиеся УЧР.
В исследовании приняли участие 52 руководителя предприятий – 85% мужчин и 15% женщин, в возрасте от 32 до 67 лет, с опытом управления более трех лет. Подразделения ТНК, в которых они работают, относятся к одному из следующих секторов: пищевая и химическая промышленность, машиностроение, строительные материалы.
Результаты проведенного исследования подтвердили, что в российских подразделениях ТНК сложились прочные практики управления персоналом, которые предполагают социальную защиту сотрудников.
Авторы отметили, что общими (универсальными) характеристиками обследованных предприятий являются:
«Мы не встретили ни одного случая, в котором краткосрочные трудовые договора имелись бы более чем у 40% работников предприятия», – отметили исследователи. Бонус под названием «тринадцатая зарплата» практикуется в 71% компаний на регулярной основе. Дополнительное медицинское страхование является повсеместным бенефитом и мало зависит от таких факторов, как, например, размер компании, отрасль, динамика продаж и т.д. Что касается, бесплатного или субсидированного питания, то оно присутствует в 80% опрошенных фирм.
Исследователи задались вопросом, что произойдет с процессом УЧР на фоне последствий кризисных явлений в экономике. В ходе анализа они пришли к выводу, что основные практики, связанные с системой оформления трудовых отношений и наиболее распространенными бонусами, вряд ли претерпят глобальные трансформации.
Бессрочные трудовые договора, с одной стороны, не противоречат значительным увольнениям или бессрочным отпускам за свой счет, а с другой, удобны для работодателей возможностью варьировать условия труда для работников.
ДМС и бесплатное питание – не те пункты, за счет которых, по мнению авторов, компании будут оптимизировать свои расходы, поскольку это хорошие инструменты поддержания лояльности работников. Что касается остальных практик, как премирование по итогам года, они будут зависеть от условий ведения бизнеса.
Наиболее интересные изменения, по мнению авторов, могут произойти в сфере организационного климата. В статье приведена типология, предложенная в работе Р.Бертона и соавторов, которые выделяют следующие типы организационного климата:
Преобладающий сейчас климат в российских поздразделениях ТНК – это «климат внутренних процессов», пришли к выводу авторы в ходе анализа результатов опроса. Этот климат предполагает хорошо структурированное и отлаженное производство. Но при этом руководители хотели бы видеть больший уровень предпринимательства в своих компаниях, инноваций или даже давление в сторону большей финансовой эффективности.
Быстро изменяющиеся условия бизнес-среды, которые практически не оставляют шансов на сохранение стабильности, собственно, этому способствуют. Пожелания создать динамичный «климат рациональных целей» и «климат развития» станут в большей степени реализуемыми, считают авторы. Поэтому работа менеджеров российский производственных подразделений ТНК должна стать сложнее, но разнообразнее.
См. также:
Децентрализация управления положительно влияет на бизнес
Социальные связи топ-менеджера приносят пользу компании
Кризис провоцирует смену гендиректоров
Топ-менеджерам в России не хватает коучинга
Компании задумываются о ценностях перед выходом на IPO
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!