Этичным потреблением Марина Шабанова называет покупку и использование товаров и благ с учетом «нравственного фактора», то есть условий производства и последствий использования этих благ. Это, своего рода, реакция гражданского общества на угрожающее состояние окружающей среды и развитие деловых практик, наносящих вред природе и людям.
Этичное потребление включает в себя бойкот продукции компаний, которые используют грязные технологии, проводят тестирование на животных, нарушают условия труда работников, используют потогонную систему, детский или рабский труд. Этичным считается поддерживать производителей, которые не наносят вреда природе и людям; участвовать в раздельном сборе мусора, сбережении электроэнергии, озеленении, экотуризме, чаще ходить пешком и пользоваться общественным транспортом.
Этичное потребление также включает добровольный отказ от чрезмерного потребления как такового, поддержку ежегодного дня, когда ничего не покупается, упрощение потребительских стандартов, движение за освобождение от давления труда и потребления, более свободную и естественную жизнь.
Практики этичного потребления, формируются в первую очередь в развитых странах с сильными гражданскими институтами, рассказала Шабанова. Но постепенно этот процесс распространяется и на развивающиеся государства.
В России в последние годы силами НКО и бизнеса реализован целый ряд инициатив в этой области. Марина Шабанова попыталась понять, насколько практики этичного потребления привлекательны для массового потребителя и может ли этичное потребление стать катализатором развития гражданского общества. Для ответа на эти вопросы Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2014 году опросил две тысячи человек.
Почти треть (30%) россиян, так или иначе, соприкасалась с этичным потреблением (покупка или бойкотирование товаров, утилизация мусора). Каждый шестой, то есть 17% респондентов, при покупке товара учитывали соблюдение производителями этических норм (бережное отношение к окружающей среде, отказ от тестирования косметики на животных), а 11% более-менее регулярно отказываются от покупок из-за нарушения производителями тех или иных этических норм. Столько же участвуют в этичной утилизации мусора (сортируют и собирают мусор в специально установленные раздельные контейнеры).
Большинство этичных потребителей – женщины, их 64%. Этичные потребители чаще имеют высшее образование (25%, в общей выборке аналогичный уровень образования – у 19%). Кроме того, этичные потребители чаще включают в ядро своих важнейших жизненных принципов ценности «надиндивидуального характера»: благополучие всех людей и природы, гордость за свою страну, ее мощь и процветание, а также помощь нуждающимся.
Основная часть россиян (76%) пока еще считает, что ответственность за производство товаров, не наносящих вреда природе, людям, животным целиком лежит на государстве и бизнесе, а обычные покупатели не должны думать об этом. Впрочем, большинство этичных потребителей думает также. Однако последних отличает более высокая готовность объединяться с другими для совместных действий, если их идеи и интересы совпадают.
Абсолютное большинство этичных потребителей (82%), как и россиян в целом, не состоит ни в каких общественных организациях. Зато между включением в этичное потребление и разными видами «солидаристической» активности существует значимая положительная связь.
Так, этичные потребители за последний год относительно чаще:
Кроме того, этичные потребители за последний год чаще участвовали: в субботниках и мероприятиях по благоустройству подъезда, двора, населенного пункта, в акциях помощи людям, попавшим в трудную ситуацию, а также в мирных демонстрациях, митингах, акциях протеста.
Важнейший барьер на пути включения россиян в практики этичного потребления – это дефицит информации. Только 12% опрошенных полагают, что у них достаточно информации, чтобы понять, приобретают они этичный товар или нет, отметила автор исследования. При этом уже сейчас эти сведения находят важными почти половина респондентов, никогда не включавшихся в этичное потребление.
Этичное потребление, будучи новой практикой для России, может стать катализатором развития гражданского общества. Как следует из набора ключевых факторов этичного потребления, дальнейшее его развитие существенно зависит от усилий акторов разных уровней и типов (НКО, бизнеса, властных органов, СМИ) как в области просвещения населения, так и в развитии способствующей институциональной среды.
В России развитие этичных потребительских практик имеет особое значение. По словам Шабановой, в условиях, когда у большинства россиян есть комплекс «социальной слабости», бессилия и неспособности влиять на жизнь сообщества, этичное потребление может выступать «вполне конкретным, осязаемым каналом вхождения» «маленьких людей» в решение проблем «большого общества». Оно помогает им осознать, что своим личным потребительским выбором они могут многое сделать для решения локальных, региональных и общечеловеческих проблем.
Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества способно повысить:
См. также:
Современный человек меняет стиль культурной жизни
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!