Экономический кризис больно ударил по малым организациям розничной торговли. Во II полугодии 2015 года несетевые ритейлеры отметили существенное ухудшение практически всех ключевых показателей экономической деятельности.
Почти на четверть по сравнению с I полугодием снизились спрос и объем продаж в натуральном выражении, на 27% упала прибыль торговцев. Уровень прибыли «ниже нормального» зафиксировали 54% респондентов. Оценка изменения данного показателя свидетельствует об уменьшении выручки в 41% фирм. Таковы результаты анализа мнений руководителей более 1200 торговых организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России».
В итоге результирующий индикатор конъюнктурного обследования – индекс предпринимательской уверенности, отражающий состояние делового климата в розничной торговле, вышел в отрицательную зону, составив -5%.
Предпринимательский пессимизм, выявленный у большинства респондентов во II полугодии этого года – явно не краткосрочный тренд. Прогнозы на будущий год не дают оснований говорить о скором изменении ситуации. «Данные ожидания выглядят вполне обоснованными, ведь основными факторами торможения деловой активности следует считать ослабление рубля, высокий уровень инфляции, снижающиеся реальные располагаемые доходы потребителей и соответствующий переход значительной части населения на сберегательно-избирательную модель потребительского поведения», – рассказали эксперты ЦКИ.
В борьбе за выживание среди мелких розничных торговцев повысилась конкуренция. По итогам года, доля предпринимателей, отмечавших укрепление своих конкурентных преимуществ по сравнению с I полугодием, превосходила долю тех, кто фиксировал обратное. Сами ритейлеры объясняли свой успех высоким качеством реализуемой продукции (так заявили треть всех респондентов), но при этом обвиняли друг друга в жесткой и не всегда законной конкурентной борьбе.
55% предпринимателей отметили факт недобросовестной конкуренции как серьезную помеху для своего развития, а 62% респондентов констатировали, что готовы в случае проигрыша уйти с рынка.
Руководители малых торговых компаний выделили семь основных факторов, лимитирующих развитие своего бизнеса.
Первое место в данном списке ограничений торговой деятельности закрепилось за фактором «инфляция». Более 80% респондентов выразили крайне негативную реакцию относительно усиления инфляционной турбулентности.
Вторым существенным сдерживающим фактором предприниматели назвали недостаточный платежеспособный спрос. На его отрицательное влияние указали 77% респондентов.
Следующим весомым для торговли ограничением стал фактор «высокий процент коммерческого кредита», о чем сказали 66% руководителей организаций.
Обращает на себя внимание и реакция многих экономических агентов относительно сложившейся ситуации с арендными ставками. В частности большинство предпринимателей к одному из мощнейших дестабилизирующих воздействий отнесли высокую стоимость аренды помещений для торговли. В анализируемом периоде 65% респондентов акцентировали внимание на данной проблеме.
Замыкают критическую группу ограничений факторы «неэффективный налоговый режим», «неопределенная экономическая конъюнктура» и «объем собственных финансовых средств».
По мнению ритейлеров, со стороны государства в ближайшее время необходима реализация ряда мер, максимально способствующих росту конкурентоспособности:
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
Провальные результирующие значения практически всех важнейших показателей торгового процесса свидетельствуют о преобладании неблагоприятной ситуации сложившейся в отрасли по итогам 2015 года.
Потенциал предпринимателей крайне низок, однако серьезной поддержки ждать по-прежнему не стоит. По мнению 83% руководителей защита интересов предпринимательского сообщества со стороны общественных организаций, за последние три года практически отсутствовала.
Проблемы, связанные с низкой покупательской способностью, ослаблением рубля, высоким уровнем инфляции, являются для торговли доминирующей преградой в достижении благоприятного делового климата и, как следствие, положительных отраслевых темпов развития.
К сожалению, барьеры и стрессы, обуславливая конъюнктурные дисбалансы, формируют новую реальность для ведения малого торгового бизнеса в 2016 году. В ней, по всей видимости, предприниматели будут работать с очевидными трудностями.
Полный текст мониторинга «Деловой климат в малых организациях розничной торговли во II полугодии 2015 года»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!