Уже более десяти лет Россия удерживает первое место среди стран ОЭСР по количеству погибших в результате ДТП в расчете на 1000 жителей. Из-за дорожных аварий смертность в РФ в 5‒6 раз выше, чем в большинстве развитых стран (и это при учете того, что число автомобилей на 1000 жителей у нас значительно ниже).
Несмотря на повышенное внимание и финансирование, проблема дорожно-транспортного травматизма долгие годы остается нерешенной. Реализация федеральной целевой программы в сфере безопасности дорожного движения (БДД) 2006‒2012 годов ситуацию не улучшила. На фоне ужесточения уголовного и административного законодательства в области безопасности дорожного движения, смертность на дорогах не уменьшилась. Основная причина кроется в высокой коррупции, выяснил в ходе исследования «Коррупция как фактор высокой смертности от ДТП в России» стажер-исследователь Института демографии НИУ ВШЭ Тимур Фаттахов.
На основе данных ГИБДД, Росстата, Центра гуманитарных технологий и развития человека, а также OECD Statistics, WHO Mortality Database, European Road Safety Observatory, IRTAD и Transparency International он оценил влияние коррупции и госуправления на дорожно-транспортный травматизм. В качестве показателя, характеризующего и оценивающего уровень дорожно-транспортного травматизма, был взят общий коэффициент смертности от ДТП. Показателем, характеризующим уровень коррупции, – индекс восприятия коррупции, ежегодно рассчитываемый и публикуемый Transparency International.
Существует достаточно устойчивая статистическая зависимость между уровнем коррупции (по данным Transparency International) и числом погибших в ДТП, выяснил Фаттахов в ходе анализа опыта развитых стран в сфере регулирования безопасности дорожного движения. Чем выше уровень коррупции в стране, тем выше уровень смертности в ДТП.
Коррупция влияет на эффективность государственного управления и сводит на нет эффект от всех инициатив регулирующих органов. Когда существует возможность «договориться» с сотрудником полиции, никакие системы контроля в области безопасности дорожного движения эффективно работать не будут.
По данным Transparency International, в последние годы Россия, наряду с некоторыми государствами бывшего СССР, прочно входит в число наиболее коррумпированных стран мира. Так, в 2013 году Россия занимала 127 место из 175 стран. Результаты исследований этой организации показали, что наиболее коррумпированной структурой в РФ, с точки зрения граждан, является ГИБДД. Это подтверждают и результаты опросов Фонда «Общественное мнение» и Центра Юрия Левады. Чаще всего сотрудники ГИБДД превышают должностные полномочия, злоупотребляют ими, совершают должностной подлог и берут взятки.
«Высокий уровень коррумпированности и всеобщее недоверие к ГИБДД можно назвать ключевыми факторами малой эффективности проводимых мероприятий в области безопасности дорожного движения в России», – подчеркнул Фаттахов.
По мнению автора исследования, одна из главных причин высокого уровня коррупции среди сотрудников ГИБДД – большой численный состав этой структуры. «Мнение о том, что чем больше сотрудников ГИББД на дорогах, тем выше уровень безопасности, ошибочно. Данные по европейским странам говорят об обратной зависимости», – отметил он. В России число полицейских на 100 тысяч населения самое высокое в Европе – 769 человек. Для сравнения, в Финляндии – 149, в Дании – 193, в Японии – 198, в Швеции – 210, в Швейцарии – 222.
При этом в Швеции на одного сотрудника полиции регистрируется в среднем около 70 преступлений в год, в Финляндии – 53, в Новой Зеландии – 52, в Швейцарии – 42, в России – всего 2. Чем больше в стране регистрируется преступлений на одного полицейского, тем ниже смертность от ДТП.
Все большему количеству нарушителей удается избежать уголовной ответственности, свидетельствует статистика. Число пострадавших в ДТП растет, а осужденных за преступления на дорогах – падает.
С 1980 по 1992 годы в России 40% ДТП с пострадавшими проходило по ст. 264 Уголовного кодекса «Нарушения правил движения и эксплуатации транспортных средств». С 1994 по 2003 год эта статья применялась лишь к 25% ДТП, в которых были пострадавшие. С 2004 года доля аварий, к которым применялась эта статья, не превышала 10% от общего количества ДТП с пострадавшими.
Число осужденных за нарушения правил БДД и эксплуатации транспорта, повлекшие смерть потерпевших, в 1990 году составляло 14 тысяч человек. В девяностые годы их количество уменьшалось и к 1998 году стабилизировалось на уровне 6 тысяч человек. С тех пор оно не растет. При этом количество ДТП с пострадавшими за это время выросло почти в два раза.
Отсутствие статистической реакции на ужесточение законодательства в области БДД может говорить лишь о малой эффективности существующей системы контроля (в том числе, ужесточения антиалкогольного законодательства в отношении водителей в 2008 и 2010 годах), делает вывод Фаттахов.
Данные правовой статистики в сфере БДД говорят о том, что все большему количеству нарушителей удается избегать уголовной ответственности, отметил Фаттахов. Так, не по всем заявлениям граждан предпринимаются необходимые следственные действия и выносятся судебные решения. Постепенно уменьшается доля заявлений, по которым возбуждаются уголовные дела. Часть заявлений граждане забирают из полиции.
Нежелание сотрудников ГИБДД регистрировать сложно раскрываемые случаи отбивает желание обращаться в полицию, так как подрывает веру в справедливость и силу закона, в неотвратимость наказания для преступников, сказал автор исследования. Низкое доверие граждан к полиции, в свою очередь, снижает готовность заявлять о преступлениях и развивает альтернативные способы решения проблем. Две трети потерпевших не обращаются в полицию официально. Это приводит к значительному недоучету количества аварий.
Для проведения эффективной политики в сфере БДД необходимы надежные статистические данные и хорошее знание реальной ситуации. Пока этого нет, коррупция будет процветать, резюмирует эксперт. Недоучет данных не позволяет фиксировать бездействие полицейских, отозванные заявления граждан, разницу между количеством пострадавших в ДТП и виновных.
См. также:
Статистика учитывает не все автоаварии
Число трагических смертей среди пожилых снижается
Смертность снижается неравномерно
Пешеходы на дорогах
Общественный транспорт должен стать приоритетом
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!