В последние годы дошкольное образование совершило рывок вперед. Импульс к изменениям ему придали в 2012 году указ президента о повышении зарплаты педагогов и принятие закона «Об образовании в Российской Федерации», признавшего дошкольное образование первым полноценным уровнем образования. Еще одним драйвером изменений стали федеральные государственные стандарты (ФГОС) дошкольного образования. Они поставили перед педагогами новые задачи и содействовали их профессиональному росту.
Благодаря новой политике в дошкольном образовании за полтора года (с середины 2012 года до конца 2013 года) удалось достичь явных позитивных изменений, подчеркнула Ирина Абанкина. Усилилась мотивация педагогов и подросла их «укорененность» в своем дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Об этом свидетельствуют мониторинги экономики образования НИУ ВШЭ, проведенные в 2007, 2011 и 2013 годах (проводился, в том числе, опрос родителей и представителей ДОУ).
Как показали мониторинги, в 2007-2011 годах лишь 60% педагогов дошкольного образования хотели остаться работать в своих учреждениях, а 40% были настроены сменить место работы. Однако уже в 2013 году перевес «оседлых» работников ДОУ, связывавших свои перспективы с работой в той же организации, стал радикальным: на своем нынешнем месте хотели работать свыше трех четвертей педагогов. Приоритеты в работе также изменились: на первый план выдвинулся интерес к ней.
Развиваются и новые формы дошкольного образования. Вместе с тем, частные детские сады так и не смогли успешно конкурировать с государственными — прежде всего из-за своей ценовой политики: высокой стоимости содержания детей. «Это означает, что конкуренция как механизм повышения качества и привлекательности учреждения для потребителей не задействована в школьном образовании», отметила Ирина Абанкина в статье «Векторы развития дошкольного образования».
Формирование ценностей у ребенка – главная задача для дошкольного образования. По их набору между родителями и педагогами почти нет разногласий. Обе группы считают важным воспитать у детей трудолюбие (74% педагогов и 65% родителей; первое место в рейтинге ценностей – таб. 1), чувство ответственности (69% и 53%), хорошие манеры (63% и 58%), честность (61% и 55%), толерантность (54% и 34%) и уверенность в своих силах (52% и 49%). Не наблюдается расхождений и в доле педагогов и родителей, выбравших такие качества, как оптимизм, решительность, настойчивость, бережливость. Их отметил каждый четвертый или пятый педагог и родитель.
Из отрадного консенсуса по ценностям выбивается лишь номинация «воображение» ее признали важной 32% педагогов и лишь 17% родителей (хотя, казалось бы, ясно, что без развития воображения сложно говорить о «креативности»). Позиция педагогов в этом вопросе свидетельствует об их профессионализме, комментирует исследователь.
Влиять на мотивацию педагогов непросто: административное давление может привести к обратному результату. Предпочтительно деликатное, более косвенное воздействие. К экономической стимуляции должны прилагаться возможности профессионального и карьерного роста, что и было сделано в 2012-2013 годах.
До начала перемен педагоги дошкольной ступени получали низкую зарплату – не более 50% от средней зарплаты по региону в большинстве субъектов РФ. Серьезной поддержки их развития с федерального уровня не поступало, шел процесс старения кадров из-за отсутствия притока в отрасль молодежи. В 2012 году, как уже упоминалось, сфера ДОУ получила официальные сигналы заинтересованности в своем развитии. И среагировала на них довольно быстро (рис. 1).
Доля педагогов, которые «присягнули на верность» своему образовательному учреждению (ответили, что «не хотели бы уходить с данной работы»), выросла с 60% в 2007-2011 годах до 76,4% в 2013 году (темно-фиолетовый цвет диаграммы).
Рисунок 1. Степень «укорененности» в ДОУ. Ответы на вопрос: «Хотели бы вы перейти с работы в данном учебном заведении на другую работу?», %.
Источник: статья И.В.Абанкиной.
В 2007-2011 годах доля тех, кто был настроен сменить место работы, достигала 40%, причем только 2% имели реальные альтернативы на момент опроса. Остальные собирались уходить, но пока не предпринимали усилий, либо были уверены, что не смогут найти альтернативу, либо собирались на пенсию. В условиях, когда почти половина педагогов не настроена на работу, но в то же время и не уходит, проводить преобразования сложно. «Опереться на них в решении задач повышения качества дошкольного образования очень трудно, стимулов в условиях ограниченности ресурсов практически нет», - комментирует Абанкина.
Однако уже в 2013 году мотивация радикально изменилась (рис. 1). С одной стороны, повысилась до трех четвертей доля «оседлых» педагогов, а с другой стороны, упала до 0,9% доля тех, кто подобрал альтернативное место работы. Почти вдвое по сравнению с 2007 годом сократилось число тех, кто собирается уходить, но не принимает никаких мер.
Это «принципиально иная мотивационная структура» в ДОУ по сравнению с предыдущей, отметила эксперт. Возможности проведения кадровой политики и переход на эффективный контракт в таких коллективах стали существенно отличаться от ситуации 2011 года.
Среди приоритетов работы в 2013 году на первое место вышел интерес (67%, рис. 2) креативный характер труда явно опередил другие факторы. Это содействует отказу от рутины в педагогике, возвращению инициативы, продвижению в профессиональном развитии, подчеркнула автор статьи. Особенно ценно то, что это изменения в мотивации опытных педагогов, акцентирует Абанкина: средний стаж работы дошкольных преподавателей в обследовании более десяти лет, средний возраст превышает сорок лет.
За «интересной работой» следуют номинации, связанные с социальными гарантиями: «хорошая оплата труда» (47%), «гарантированная работа» (45%), «отпуск» (41%). Эксперт также выделила значимость фактора «польза для общества» его отметили более трети (35%) педагогов.
Рисунок 2. Приоритеты работы в ДОУ. Процент ответов на вопрос: «Что лично для вас важно в вашей работе?» (педагоги ДОУ, 2013 год).
Источник: статья И.В.Абанкиной.
Развиваются и новые формы дошкольного образования. Однако не все они находят поддержку у родителей. Семьи по-прежнему предпочитают группы полного дня в муниципальных детсадах, программы кратковременного пребывания пока не очень популярны. Дело и в занятости работающих родителей, и в том, что для них важны все составляющие жизни ребенка в детском саду: и образование, и воспитание, и социализация (отношения детей с ровесниками и взрослыми людьми). Все эти составляющие полнее реализуются именно в группах полного дня.
В целом в дошкольном образовании явно доминирует муниципальный (государственный) сектор. Муниципальные ДОУ, по мнению их руководителей, не испытывают конкуренции со стороны «частников». Во многом это связано с дороговизной содержания детей в частных детсадах. Получается, что связанные с конкуренцией механизмы, которые могли бы повысить качество дошкольного образования, в этой сфере просто не задействованы. В итоге фактором, мотивирующим ДОУ повышать качество услуг, служит спрос со стороны семей и их требования. Вывод напрашивается сам собой: нужны возможности выравнивания условий для детей, которые посещают частные и муниципальные детсады, с точки зрения расходов родителей. Это поможет регулировать качество дошкольного образования.
Отсутствие конкуренции косвенно подтверждает и другой факт: при выборе детского сада родители часто (и вынужденно) ориентируются не на качество образования в нем, а на «шаговую доступность» (а в маленьких населенных пунктах детсад может быть вообще один, что снимает вопрос о конкуренции). При опросе относительно причин выбора детсада 50% тех родителей, кто отдал детей в государственные ДОУ, выбрали ответ: «Он расположен близко к дому».
Автор статьи выделила приоритеты родителей ребят из частных и государственных детсадов при выборе учебного заведения. Семьи, отдавшие детей в частные учреждения, акцентировали важность квалифицированных преподавателей (40% рис. 3; среди родителей ребят из муниципальных детсадов эта доля составляет 28%), качественный уход (35%; аналогичная доля родителей из государственных садов — 22%). Явный «водораздел» между двумя категориями семей пролегает в пункте «хорошие условия содержания детей»: среди «частников» его выбрали свыше трети — 34%, среди «государственников» лишь 4%.
Рисунок 3. Процент ответов родителей воспитанника ДОУ на вопрос: По каким причинам вы выбрали именно этот детский сад?» (2013 год).
Источник: статья И.В.Абанкиной.
В целом влияние родителей на жизнь ДОУ усилилось многие учреждения ориентируются на интересы семей, а система управления дошкольным образованием стала более открытой. Главной стратегией развития дошкольного образования сейчас можно признать стратегию партнерства дошкольных учреждений с родителями, заключает эксперт.
См. также:
Детсады по-разному адаптируются к переменамВ подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!