Сразу после того, как в октябре 2015 года двенадцать стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) подписали соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП), эксперты заговорили о скорых изменениях в глобальной экономике. Ведь на долю участников соглашения будет приходиться около 40% мирового ВВП и 30% мировой торговли.
Другим мегарегиональным партнерством, торгово-экономический вес которого обещает превзойти аналогичные показатели ТТП, может стать Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) между США и ЕС. Переговоры по его созданию сейчас продолжаются.
Наконец, третьим мегарегиональным проектом является Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство между Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией, рассказал Алексей Портанский. Его статья «Мегарегиональный вызов. В поисках выхода из торговых лабиринтов новой эпохи» опубликована в журнале «Россия в глобальной политике».
Реализация Транстихоокеанского партнерства – один из основных пунктов в повестке администрации президента США Барака Обамы. При этом Вашингтон открыто указывает на свою лидирующую роль в проекте. Так, говоря о ТТП весной 2015 года, Обама подчеркнул, что США не могут позволить таким странам как Китай писать правила глобальной экономики. Америка не говорит прямым текстом, что путь в ТТП для Китая закрыт, напротив, осенью 2015 года госсекретарь Джон Керри официально пригласил Пекин и Москву присоединиться к партнерству. Однако Пекину для этого придется пройти через предварительные договоренности, что будет выглядеть унизительным для второй экономики мира.
Что касается альянса между Старым и Новым светом – ТТИП, то его торгово-экономический потенциал обещает быть еще более внушительным. Доля участников ТТИП в мировом ВВП составит примерно 50% и около 40% – в мировой торговле.
Побудительным мотивом для начала переговоров о зоне свободной торговли между ЕС и США стало отсутствие прогресса на многосторонних переговорах Дохийского раунда в рамках ВТО. Конечная цель переговоров – упрощение доступа на рынки для товаров, услуг и создание крупнейшей зоны свободной торговли между двумя регионами. Другими двумя ключевыми моментами стали создание системы разрешения споров «инвестор-государство», а также взаимодействие в сфере регулирования. Предполагается, что TTИП станет самым комплексным и масштабным региональным соглашением по либерализации торговли, и, как следствие, будет оказывать существенное влияние на всю мировую торговлю.
В результате ежегодный рост экономики ЕС увеличится на 120 млрд евро, экономики США – на 90 млрд евро, остальных экономик мира – на 100 млрд евро. ВВП США увеличится на 0,37%, ЕС – на 0,28%. Кроме того, ТТИП может способствовать созданию в мире двух миллионов рабочих мест. Тем не менее, в 2014–2015 годах в странах ЕС нарастала волна критики ТТИП из-за опасения засилья американских компаний, роста безработицы и неприятия американских стандартов регулирования в целом ряде секторов.
Важнейшим приоритетом ТТИП является гармонизация и устранение нетарифных барьеров. Сложность в том, чтобы отличить избыточные регулятивные нормы от действительно необходимых.
Во многих областях регулятивные подходы Евросоюза и США серьезно различаются. Так, в ЕС преобладает принцип предосторожности в сфере защиты потребителей и окружающей среды, в соответствии с которым товары либо производственные процессы разрешаются исключительно на основании научного подтверждения их безопасности для здоровья или окружающей среды. В США все иначе: на товары или производственные процессы не накладывается специальных ограничений, пока их опасность не будет доказана. Другая сфера разногласий между Старым и Новым Светом – торговля ГМО, где экспансия американских компаний опять-таки наталкивается на более строгие нормы ЕС.
По общим оценкам, на ТТП будет приходиться около 30% мировой торговли, на ТТИП в случае его успеха – 40% и более, а обе структуры вместе, вероятно, охватят не менее 65% мирового обмена товарами и услугами. Это чревато серьезными последствиями для действующих в международной торговле правил, каковыми сегодня являются главным образом нормы ВТО. ТТП и ТТИП будут задавать свои правила и нормы, которые неизбежно столкнутся с нормами и правилами ВТО. При этом нормы мегарегиональных альянсов будут, с одной стороны, более либеральными, а с другой – более жесткими и конкретными по сравнению с правилами ВТО.
Вероятно, в ближайшие годы начнутся интенсивные дискуссии вокруг сопоставления правовых норм ВТО и мегарегиональных объединений. При этом речь не идет о неизбежном подрыве ВТО – в мире нет серьезных игроков, которые строили бы подобные планы. Общее видение решения проблемы заключается в постепенной гармонизации между многосторонним (ВТО) форматом, с одной стороны, и региональными/преференциальными и мегарегиональными форматами (ТТП и ТТИП), с другой.
См. также:
Страны объединяются и противостоят диктату инвесторов
России пора получать выгоду от ВТО
Создание зоны свободной торговли РФ-ЕС повредит Белоруссии
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!