Креативность часто воспринимается как проявление таланта или особенности характера. Специалисты настаивают: это способ мышления, и ему можно научить. Как мотивировать своих учеников мыслить креативно, почему здесь важен системный подход и какие практики можно и нужно применять преподавателям, рассказала методист ООО «СберОбразование», лектор Российского общества «Знание», кандидат педагогических наук и почетный работник воспитания и просвещения РФ Светлана Антонова в ходе вебинара Федерального методического центра по финансовой грамотности НИУ ВШЭ.
Содержание:
Креативное мышление в образовании — это прежде всего способность придумывать оригинальные идеи. Преподавателям часто приходится искать нестандартные решения: будь то подготовка интересного семинара, открытого занятия или проектной работы. Особенно важно проявить креативность, когда нужно запомниться жюри на конкурсах или создать по-настоящему новое образовательное событие. Это увлекает все стороны процесса — и гораздо сильнее, чем стандартные задания по учебнику.
«Оценка новизны тоже относится к креативному мышлению. Способность отличить из множества похожих проектов новый, оригинальный отличает креативного учителя. А помогает в этом насмотренность. Очень часто все проекты, как братья-близнецы, похожи: все посвящены одной теме и очень мало чем отличаются. То же самое можно сказать и про нас с вами, и про учеников: креативность ещё и в том, что мы настроены настолько сильно, что можем и способны отличить новое от уже известного. Это наша с вами суперспособность», — подчеркивает Светлана Антонова.
Однако этой суперспособностью мы пользуемся далеко не всегда. В качестве эксперимента Светлана Антонова предложила участникам вебинара выполнить реальное задание из пилотной диагностической работы ВПР по креативному мышлению для 6-го класса:
На картинке изображены продукты, которые мама разложила на столе. Задание заключалось в том, чтобы распределить их по группам и объяснить принцип деления. Большинство ответов были очень прагматичные (овощи-бакалея), опирались на жизненный опыт и привычные категории (например, по цвету, по способу хранения и т.п.), но не отличались оригинальностью.
Это показывает существование серьезного пробела в образовательном процессе: отдельного предмета «креативное мышление», как математика или английский язык, в школе пока еще нет, а проверочные работы по этому направлению уже появились.
«Я часто задаю педагогам вопрос — кто в школе отвечает за развитие креативности учеников — и в ответ часто слышу — учителя ИЗО отвечают. На самом деле каждый учитель на своих занятиях может развивать креативность», — выделяет Светлана Антонова.
Креативность — это навык, который можно и нужно развивать, как мышцу в спортзале, подчеркивает эксперт. Креативность можно диагностировать, измерить и наращивать.
Один из способов диагностики — тест Торренса.
Его автор — американский психолог Элис Пол Торренс — занимался исследованиями природы творчества, а в 1960-е гг. он разработал тест на выявление образного творческого мышления. В дальнейшем доработал свою методику. Тесты творческого мышления Торренса считаются лучшим средством оценки креативности у взрослых и детей с пяти лет.
Участникам выдают лист с базовыми фигурами, например, с 20-ю кружочками. За три минуты нужно дорисовать эти кружочки так, чтобы получились какие-то образы. Например, в одном кружке можно нарисовать цифру «10» — получится 10 рублей, в другом — поставить две точки и получить смайлик, в третьем — добавить хвостик и сделать яблоко. Чем больше разных идей человек придумает, тем лучше проявляется его творческая продуктивность.
Важно не просто заполнить все кружки, а показать оригинальность: если все рисунки будут одного типа (например, только монетки или только смайлики), это будет считаться одной идеей. Именно оригинальность — главный показатель креативности по версии Торренса.
Кроме оригинальности посредством теста оцениваются:
Тесты Торренса — не единственный способ проверить уровень творчества, диагностических инструментов для оценки креативного мышления существует довольно много.
В диагностике и развитии креативности помогают разные упражнения:
Категоризация — разложить объекты по необычным признакам;
Истории на одну букву — сочинить рассказ, где все слова начинаются на одну букву;
Диаманты — короткие стихи, в которых одно понятие переходит в противоположное и т.д.
Практические занятия — это одно из немногих мест, где учитель может выйти за рамки строгих правил и проявить настоящую активность и креативность, то есть шанс заинтересовать детей и вдохновить их на обучение, уверена Светлана Антонова. Ключевой вызов для современного педагога — не просто передать знания, а создать условия, в которых рождаются идеи.
Учитель может превратить урок в «путешествие на поезде» или «круговую тренировку в спортзале», использовать мемы, визуальные загадки (друдлы), картины или кинокадры для активации эмоциональной и ассоциативной памяти.
Светлана Антонова наглядно продемонстрировала слушателям, как это происходит: она показывала минималистичные постеры с числами и предлагала угадать зашифрованные события. Сперва была картинка с цифрами 1912, которые как будто бы утопали. Год крушения «Титаника». Эту картину сразу все отгадали и поняли. Далее чуть сложнее — цифры 1997, где вместо «99» были очки Гарри Поттера, но и год выхода первой книги поттерианы слушатели угадали быстро. Затем Светлана Антонова дважды показала надпись «1996» и спросила, что это за явление в мире науки. Оказалось, клонирование овечки Долли.
Один из ярких приемов креативного мышления в обучении — это визуализация понятий и слов через образы и картины. Такой подход не только делает процесс запоминания более увлекательным, но и существенно повышает его эффективность. Особенно он оказывается полезным в работе с детьми. :
«Дети все забывают, а вот такой формат обучения точно они не забудут. Наверняка уже у вас появились идеи, например, устроить конкурс огромных картин из слов. Мы такой конкурс сделали — это было очень красиво! Представьте себе горный пейзаж, и все-все-все — в мелких словах. Уже точно дети эти слова не забудут», — так через игру можно легко запоминать даты и учить числительные, превращая это в увлекательный процесс, пояснила Светлана Антонова.
Еще одно творческое задание: построить небольшое предложение, где все слова начинались бы на одну и ту же букву. Это упражнение помогает развивать креативное мышление и тренировать ассоциативное восприятие речи.
Есть также приемы работы с друдлами — визуальными загадками, которые учат видеть необычное в привычных формах. Роджер Прайс, их автор, получал тысячи разных ответов на одну картинку: от очевидных (окно, шкаф) до фантастических (инопланетянин, лица в ссоре).
Другой прием — задание с пустым яйцом от киндер-сюрприза. Ученики придумывали множество способов его применения — хранить чеснок, соль, бусины, молочные зубы или использовать как унитаз для куклы Барби. Самые необычные идеи дети запомнили надолго.
Важно также работать с органами чувств. Попробуем представить, чем пахнет и на вкус ощущается квадратное уравнение. Среди ответов участников встречи были сирень, учебник алгебры, перец чили, гранит, грильяж.
«Вот, например, пожевать квадратное уравнение. Можно даже принести на урок мармеладки или безопасные сладости, чтобы у детей остался вкус темы. И тогда сложные вещи запомнятся через эмоции и ощущения», — подчеркивает Светлана Антонова.
Зажечь «лампочку идей» — значит, не просто передать знания, а включить воображение и активность учеников. Важно вовлекать в процесс всех участников команды, дав каждому свою роль, подчеркивает Светлана Антонова.
Задача учителя — не только передать факты, но и создать условия, где креативность раскрывается в каждом. Именно так удаётся зажечь настоящую лампочку идей, добавила она.
«Сегодня с вами была Светлана Антонова. Я, как всегда, колдую волшебной палочкой, чтобы у вас были успехи творческие, мотивация к работе и влюбленные в ваши уроки ученики. Творчество заразительно — распространяйте его!», — призвала в финале эксперт, напомнив, что последнюю фразу приписывают Альберту Эйнштейну, хотя в точности неизвестно, произносил ли он ее. В любом случае это не повод отказываться от идеи заражать окружающих творческим настроем.
Автор: Гумбатали Гусейнов, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!