Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»

Имеет ли значение физическая привлекательность основателя компании?

или Социальное сексуальное поведение в контексте создания новой фирмы

Социальное сексуальное поведение на рабочем месте является предметом научных исследований. Некоторые работы показывают, что физическая привлекательность предпринимателей влияет на позитивную оценку инвесторами нового предпринимательского проекта. В Центре стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург провели свое исследование на эту тему.  О том, что такое социальное сексуальное поведения, а также о  результатах рассказывает директор Центра Галина Широкова.  

name

Галина Широкова

Профессор департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербур

Организационные лидеры и ученые долгое время рассматривали социальное сексуальное поведение* на рабочем месте как неприемлемое и как нечто, что организации должны устранить для обеспечения максимальной производительности. Действительно, если мы посмотрим литературу по организационному поведению в контексте сексуального поведения на рабочем месте, мы обнаружим, что большинство исследований на эту тему в значительной степени акцентирует внимание на его вредной и разрушительной стороне в форме сексуальных домогательств. Однако, несмотря на эту точку зрения, социальное сексуальное поведение является неотъемлемой частью человеческого взаимодействия, которое невозможно полностью контролировать или запретить в организациях. Более того, существует множество аспектов социального сексуального поведения, имеющих в определенных контекстах психологические, эмоциональные и другие преимущества для вовлеченных сторон и даже способных повысить организационную эффективность.

В настоящее время интерес к этой теме только растет, поскольку проблемы сексуальных домогательств, ненадлежащей рабочей культуры и использования власти руководителями становятся все более обсуждаемыми. Подавляющее большинство научных исследований сосредоточено в основном на социальном сексуальном поведении внутри рабочего коллектива и рассматривается с точки зрения сотрудников.  В то же время, социальное сексуальное поведение в контексте создания новой фирмы может повлиять на успех или провал предпринимательского проекта. Так, например, существуют эмпирические доказательства того, что физическая привлекательность предпринимателей (как женщин, так и мужчин) влияет на позитивную оценку инвесторами нового предпринимательского проекта. Однако, неизвестно, каким образом социальный сексуальный интерес внешних стейкхолдеров (в том числе инвесторов, консультантов и коучей) по отношению к предпринимателю – основателю новой фирмы влияет на успех и эффективность новой фирмы.

В рамках Центра стратегического предпринимательства мы решили изучить, какое влияние на предпринимателя будет оказывать социальное сексуальное поведение внешних стейкхолдеров, и рассмотреть данную проблему именно с точки зрения предпринимателя. В качестве эмпирической базы для нашего исследования мы использовали данные Глобального исследования предпринимательского духа студентов за 2018 год, а именно результаты опроса 1200 студентов-предпринимателей из 24 стран.

Мы предположили, что социальный сексуальный интерес внешних стейкхолдеров по отношению к молодым предпринимателям будет оказывать положительный эффект на самооценку предпринимателей. Согласно предыдущим исследованиям, самооценка (self-esteem) является важной характеристикой психологического состояния индивида, которая оказывает существенное влияние на его поведение. Так, например, такие лидерские качества, как устойчивость, уверенность и решительность, часто ассоциируются с высокой самооценкой. Более того, зачастую самооценка лидера компании является критически важным фактором выживания и успеха фирмы особенно в условиях кризиса, так как только уверенный в себе человек может вдохновить членов команды на достижения и повышение производительности, что особенно важно в периоды турбулентности.

Помимо этого, в связи с тем, что на предпринимательскую деятельность и ее результаты сильное и существенное влияние оказывают культурные нормы и ценности, мы решили рассмотреть, как эффект от социального сексуального поведения со стороны внешних стейкхолдеров может быть отличным в разных культурных контекстах. В частности, в качестве культурной переменной использовался гендерный эгалитаризм (гендерный эгалитаризм поддерживает равные права, роли и обязанности для мужчин и женщин).

Несмотря на то, что мы изначально предполагали, что социальное сексуальное поведение между предпринимателем и внешними стейкхолдерами должно позитивно влиять как на самооценку основателя, так и на показатели деятельности новой фирмы, наше исследование показало, что это не так, и эффект будет негативный. Можно предположить, что для молодых основателей новых предприятий более ценной будет внешняя оценка их предпринимательских навыков, а не анализ их физической привлекательности внешними стейкхолдерами. Такое излишне дополнительное внимание со стороны может быть расценено как существенный признак непрофессионализма. В начале своего пути основатели отчаянно ищут дополнительные ресурсы и финансирование, а социальное сексуальное внимание от потенциальных инвесторов может быть истолковано как ненадлежащее или неправильное, и привести к срыву любых важных переговоров о будущем предприятия, развитии его потенциала и возможном достижении успеха. Таким образом, в итоге это может привести к снижению уровня самооценки основателя, чувство неудовлетворенности и повлиять в итоге на эффективность новой фирмы.

В то же время исследование показало, что самооценка молодого предпринимателя имеет положительное влияние на показатели деятельности новой фирмы, и это определенно так, ведь основатели бизнеса, обладающее более высоким уровнем самооценки, способны быть более уверенными в себе, гибкими, а также могут грамотнее рассчитывать риски и принимать неочевидные и рискованные, на первый взгляд, решения, что особенно важно в текущей быстро меняющейся и неопределенной окружающей бизнес-среде. Помимо этого, основатели новых фирм с более высоким уровнем самооценки имеют способность к ведению инновационной деятельности лучше, остальные.  В итоге, все это должно повысить результаты деятельности новой фирмы и привести к более эффективной работе предприятия. 

В нашем исследовании мы также рассмотрели влияние культурных различий на эффект от социального сексуального поведения на предпринимателя и его самооценку и потом — на результативность новой фирмы.  Мы обнаружили, что в странах с высоким уровнем гендерного эгалитаризма предприниматели воспринимают дополнительное внимание со стороны внешних стейкхолдеров как еще более неуместное и непрофессиональное. В конечном итоге это еще больше снижает их самооценку, что, в свою очередь, негативно сказывается на результатах деятельности новой фирмы.

Стоит отметить, что такие сложные концепции, как социальное сексуальное поведение, не могут быть однозначно охарактеризованы как отрицательные или положительные – из-за чувствительной природы сексуальных тем в обществе.  Хотя наше исследование показало, что социальное сексуальное поведение в основном негативно сказывается на самооценке молодых предпринимателях и их фирмах, мы должны также признать, что завышенная самооценка не всегда имеет позитивную природу, и зачастую может привести к эгоистичным и неправильным бизнес-решениям, что в итоге негативно повлияет на новую фирму. Таким образом, мы подчеркиваем двойственность и неоднозначность таких концепций, как самооценка предпринимателя и социальное сексуальное поведение.

Более того, чтобы избежать потенциальной неоднозначности в отношении этической позиции нашего исследования, мы подчеркиваем, что наша концепция социального сексуального поведения основывается на идее социальных взаимодействий с сексуальными подтекстами, которые исключают любые виды сексуального домогательства или угроз, являющихся неприемлемой формой сексульного поведения. Мы подчеркиваем, что в центре нашего исследования находится концепция самооценки молодого предпринимателя, на которую оказывает влияние социальный сексуальный интерес со стороны внешних стейкхолдеров, и это негативное влияние усиливается в странах с более высоким уровнем гендерного эгалитаризма.

Данная работа была представлена на конференции в Будапеште, посвященной 10-летию отделения Академии Международного Бизнеса в Центральной и Восточной Европе (18–21 сентября 2024), и готовится к публикации в одном из ведущих международных журналов по менеджменту. В подготовке текста принимал участие научный сотрудник Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, Иван Амарантов, являющийся соавтором исследования.  

* Мы определяем социальное сексуальное поведение как взаимодействие на рабочем месте, происходящие между двумя или более членами организации (включая клиентов и бизнес-партнеров), которое воспринимаются участниками как имеющее сексуальную коннотацию, но не обязательно воспринимается участниками как имеющее угрожающий или преследующий умысел. Такое поведение может включать флирт, комплименты по поводу внешности друг друга, легкие прикосновения, сексуальные намеки, шутки на сексуальные темы, обмен сексуальными историями и непристойные шутки.