Стратегии медиапотребления связаны с чертами характера и ценностями человека. Это выяснилось в ходе исследования, которое вместе с коллегами провел профессор Александр Максименко. О том, как трансформируется информационная среда, и как она незаметно трансформирует человека и общество, автор размышляет в своей новой колонке для IQ Media.
Александр Максименко
Профессор департамента психологии факультета социальных наук
Содержание:
«Скажи мне, что ты смотришь и читаешь, и я скажу, кто ты». В эпоху инфотейнмента* эта фраза становится как никогда актуальной. Мы живём в мире, где граница между знаниями и развлечением размыта, а информационные потоки формируют не только нашу картину мира, но и нас самих.
Татьяна Черниговская (академик РАО, профессор СПБГУ) предупреждает: не стоит «кормить» свой мозг мусором, ведь потребляемая нами информация буквально нас перепрограммирует. Что мы выбираем — глубину или легкость, смысл или эффектность? Однажды этот выбор может изменить не только нашу личность, но и общество в целом.
Заимствованные и вынесенные в подзаголовок имена персонажей из культового советского фильма Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987 год) отражают стратегии влияния просветительства на общество. Мистер Фёст (букв. «мистер Первый») — благородный и идейный кинематографист, приехавший в небольшой городок на Диком Западе с целью показать местным жителям преимущества и красоту окружающего мира методами просветительства. Мистер Фёст приносит с собой цивилизацию и культуру, стремясь исправить нравы жестокого и грубого общества с помощью формата кинематографа. Его миссия — доказать, что просветительство может преобразить людей и сделать мир лучше. Мистер Секонд (букв. «мистер Второй») — антипод мистера Фёста — предлагает гражданам фильмы иного характера: пошлые, жестокие, демонстрирующие негативные аспекты человеческой природы и способные пробуждать в людях самые низменные инстинкты.
С помощью этих контрастных персонажей можно подчеркнуть важность ответственности просветителей за тот или иной продукт просветительства, который несет в себе определенную моральную и этическую нагрузку. В нашем исследовании мы обозначили приверженцев одной из указанных стратегий потребления просветительских продуктов как последователей «мистера Фёста» и «мистера Секонда», соответственно.
Исследование проведено среди российских потребителей контента. Результаты демонстрируют, что склонность к просвещению или развлечению связана не только с медиапредпочтениями, но и с жизненными стратегиями. Так, последователи «мистера Секонда» проявляют низкую открытость новому опыту, высокую тревожность, низкую организованность и самодисциплину. Последователи «мистера Фёста», напротив, более любознательны, креативны и ответственны.
Также выявлены различия в ценностях: люди, склонные к развлечению, более индивидуалистичны и чувствительны к неопределенности, тогда как приверженцы просвещения больше ориентированы на коллективные ценности и менее подвержены стрессу. В выделенных группах высокого уровня субъектности личности (с интеллектуально-творческой и прагматической позицией) количество респондентов, ориентированных на просвещение (последователей «мистера Фёста»), преобладает над последователями «мистера Секонда». Напротив, в группе с имитационной позицией (с самым низким уровнем субъектности) в количественном отношении преобладают люди, ориентированные на развлечение.
Выводы нашего исследования подтверждают гипотезу о существовании двух сегментов медиапотребителей с различными личностными и ценностными ориентациями, что может быть использовано как для адаптации просветительских программ, так и для составления рекомендаций для различных медиа.
Не превращается ли наш медиавыбор в замкнутый круг? Одни учатся мыслить критически, видеть глубину и осмысливать мир. Другие привыкают к мгновенному удовольствию, не задумываясь о последствиях. Можно ли разорвать этот алгоритм? Возможно, дело не в выборе между двумя крайностями, а в поиске баланса между познанием и эмоциями.
Современный инфотейнмент размывает границы между обучением и развлечением, трансформируя традиционные форматы просвещения. Просветительский контент становится динамичным, эмоциональным, адаптированным под зрителя с клиповым мышлением. В то же время развлекательные продукты всё чаще включают элементы аналитики и образования. Сегодня документальные фильмы конкурируют с блокбастерами, научные лекции оформляются в виде шоу, а блогеры становятся экспертами. Но как это меняет саму логику потребления информации? Действительно ли разница между познанием и развлечением исчезает? Разделяется ли общество на тех, кто жаждет знаний, и тех, кто ищет лишь лёгкость? Или же просвещение и развлечение неизбежно сливаются, формируя новую реальность?
Вероятно, сейчас мы наблюдаем переломный момент, когда просветительский контент в его некогда привычном формате окончательно уходит в прошлое или становится недоступным для восприятия человеком с клиповым мышлением. А информационный поток как никогда раньше способен влиять на психику и ценности.
Исследование показывает, что медиапредпочтения не случайны: люди, выбирающие познавательные форматы, чаще обладают высокой организованностью, стрессоустойчивостью и коллективными ценностями. Те, кто ориентирован на лёгкость и эмоции, напротив, проявляют большую чувствительность к неопределенности и склонность к индивидуализму. Можно предполагать, что информационная среда не просто отражает наши черты, но и формирует их, незаметно меняя нас.
*Инфотейнмент — это подача информации в формате, сочетающем элементы развлечения (от англ. — entertainment) и информирования (от англ. — information), с целью сделать ее более доступной и привлекательной для широкой аудитории.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!