Харизматичный, умный, моментально адаптирующийся к новой обстановке самодержец из комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» – управленец с мощным эмоциональным интеллектом (emotional quotient – EQ) и мастер манипуляций. Даже в абсурдных ситуациях он утверждает свой авторитет и находит способы вернуть себе ощущение власти. Умение киноцаря управлять чувствами людей анализирует в «сериале» IQ Media о персонажах-лидерах автор методики развития EQ, преподаватель практического курса Центра управления и коммуникаций ВШЭ Виктория Шиманская.
Виктория Шиманская
Психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта, преподавательпрактического курса Центра управления и коммуникаций ВШЭ.
Грозный царь в блестящем исполнении Юрия Яковлева — одновременно и серьезный, и обаятельно-комичный образ. Харизматичный правитель, Иоанн Васильевич почти гипнотизирует окружающих и старается подчинить их своей воле. Неважно, что он попал в другие времена (его и спустя столетия уважают) и оказался не во дворце, а в «хоромах» изобретателя, «святого человека со всеми удобствами» (царь быстро осваивается в новой обстановке). Важно, что самодержец привычно, в любых обстоятельствах борется за власть и пытается найти ключи к каждому, виртуозно считывая эмоции других людей. При этом Иван Васильевич нередко проявляет импульсивность и непредсказуемость.
Иван Грозный в комедии Леонида Гайдая – личность с ярко выраженными авторитарными чертами. Ему свойственна уверенность в собственном величии и незыблемости власти, что объясняется его ролью самодержца на протяжении долгого времени. Он мощно влияет на окружающих, в каком бы контексте ни оказался. Этот герой привык принимать решения единолично, что приводит к недоразумениям и конфликтам, особенно в мире, где его власть не имеет силы.
Это любопытный пример hard skills управленца в сочетании c очень развитым эмоциональным интеллектом.
Иван Васильевич обладает своеобразным EQ, проявления которого сфокусированы на «драйвере» самооценки, уверенности в себе и прекрасном контакте с самим собой. У него отлично развито интуитивное умение воспринимать реакцию других людей на свои действия. Киноцарь быстро понимает, что находится в необычной обстановке и что перед ним люди, не признающие его власть, но все же упорно и успешно отстаивает свои привычные роли и позиции.
При этом, сознавая, что его поведение не воспринимается всерьез, Иван Васильевич находит эффективные способы взаимодействия, подчас прибегая к хитрости, манипуляциям и даже флирту (с «боярыней» Зинаидой). Он прирожденный актер, умело использующий свои таланты.
Любопытно, что герой молниеносно осваивает новые выражения и даже говорит с окружающими на их языке. «В милицию замели, дело шьют!» – один этот афоризм чего стоит. Примечательно, что у других персонажей (например, режиссера Якина) попытки отвечать «по-старославянски» выглядят нелепо и неталантливо: «Паки, паки… иже херувимы» и пр.
Рассмотрим поведение Иоанна подробнее.
Действия Ивана Грозного — типичные для человека, находящегося вне привычной среды, но при этом обладающего уверенностью в себе и своем статусе. Например, его требование покорности от Якина, «ругательная роль» в отношении Шпака, попытки устроить «суд» над «виновными» и другие сцены показывают, как герой ищет и находит способы вернуть себе ощущение власти.
Эти действия иллюстрируют борьбу героя за привычные ролевые установки, которую он продолжает, несмотря на абсурдность ситуации. Иван Грозный использует свои традиционные методы управления, чтобы адаптироваться к происходящему, что иронично обнажает его психологическую неустойчивость и импульсивность в необычных условиях.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!