Синдром самозванца, тотальная многозадачность и страх быть замененным алгоритмом — с этими вызовами сталкивается сегодня практически каждый исследователь. Как ученому сохранить профессиональную идентичность и найти опору в условиях развития искусственного интеллекта рассказала старший преподаватель департамента психологии ВШЭ, кандидат психологических наук, эксперт программы повышения квалификации «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры» Екатерина Каширская.
Современная наука проходит серьезную трансформацию: цифровизация, развитие искусственного интеллекта, междисциплинарность с одной стороны, дают новые инструменты и открывают дополнительные возможности, с другой — стремительные перемены порождают глубокую тревогу в академической среде.
Самыми распространенными проблемами в научной среде всегда были классические: борьба с дедлайнами и хроническая нехватка времени. В эпоху междисциплинарности на первый план также выходит синдром самозванца — чувство, что ты недостаточно компетентен, особенно при работе на стыке разных областей знаний. На фоне развития ИИ список тревог пополнился новой: ученые боятся потери авторства своей работы, не понимают: «Где заканчивается моя работа и начинается работа ИИ», констатирует эксперт.
Генеративный искусственный интеллект, способный генерировать недостоверную информацию, добавляет нервную нагрузку: всю информацию приходится тщательно перепроверять, что лишь увеличивает стресс.
«Раньше можно было быть одиноким гением в лаборатории. Сейчас ученый — это еще и коммуникатор, и менеджер, и популяризатор, и предприниматель, который должен «продать» свой проект фонду или инвестору. Работа исследователя теперь имеет жесткий KPI, бюджет и конкретные сроки», — пояснила Екатерина Каширская.
Чтобы противостоять этим вызовам, важно найти свою неизменную основу, свое профессиональное «ядро», подчеркивает эксперт. Выделить качества, которые делают вас, как профессионала, незаменимым. Вместе с участниками вебинара Екатерина Каширская составила такой список.
В него вошли:
Данные качества составляют человеческую суть исследователя и являются его главной опорой.
«Искусственный интеллект может написать стихотворение, но в нем не будет души автора, его боли или вдохновения. Он предоставляет информацию, а знание — это то, что мы пропускаем через себя, то, что можем отрефлексировать. Ваше ядро никуда не денется, и именно вокруг него можно выстраивать все новые требуемые компетенции», — подчеркнула Екатерина Каширская.
Можно выделить несколько стратегий для сохранения целостности исследователя в современной науке:
«Важно дать себе право на эту тревогу, «дать валидол» — валидизировать свои переживания. Вы не одиноки: эти чувства испытывают ученые на всех карьерных ступенях. Кризис — это неплохо, это точка, где старое отмирает, а новое рождается. Мы становимся не одинокими гениями, а архитекторами новой реальности и своей идентичности», — резюмировала Екатерина Каширская.
В сентябре Центр научной интеграции ВШЭ запустил программу повышения квалификации «Современный ученый. Инструменты развития научной карьеры». Обучение длится пять недель и рассчитано как на начинающих исследователей и преподавателей, так и опытных ученых. На программе учат продвигать исследования, привлекать финансирование и вести активную научную жизнь, используя личный бренд.
Автор: Ксения Зорина, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!