Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Человек и нейросеть: вопрос идентичности в современной науке

Синдром самозванца, тотальная многозадачность и страх быть замененным алгоритмом — с этими вызовами сталкивается сегодня практически каждый исследователь. Как ученому сохранить профессиональную идентичность и найти опору в условиях развития искусственного интеллекта рассказала старший преподаватель департамента психологии ВШЭ, кандидат психологических наук, эксперт программы повышения квалификации «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры» Екатерина Каширская.  

Вызовы современности: от дедлайнов до потери авторства

Современная наука проходит серьезную трансформацию: цифровизация, развитие искусственного интеллекта, междисциплинарность с одной стороны, дают новые инструменты и открывают дополнительные возможности, с другой — стремительные перемены порождают глубокую тревогу в академической среде. 

Самыми распространенными проблемами в научной среде всегда были классические: борьба с дедлайнами и хроническая нехватка времени. В эпоху междисциплинарности на первый план также выходит синдром самозванца — чувство, что ты недостаточно компетентен, особенно при работе на стыке разных областей знаний. На фоне развития ИИ список тревог пополнился новой: ученые боятся потери авторства своей работы, не понимают: «Где заканчивается моя работа и начинается работа ИИ», констатирует эксперт. 

Генеративный искусственный интеллект, способный генерировать недостоверную информацию, добавляет нервную нагрузку: всю информацию приходится тщательно перепроверять, что лишь увеличивает стресс.

«Раньше можно было быть одиноким гением в лаборатории. Сейчас ученый — это еще и коммуникатор, и менеджер, и популяризатор, и предприниматель, который должен «продать» свой проект фонду или инвестору. Работа исследователя теперь имеет жесткий KPI, бюджет и конкретные сроки», — пояснила Екатерина Каширская.

Не машина, а архитектор: в чем уникальность ученого

Чтобы противостоять этим вызовам, важно найти свою неизменную основу, свое профессиональное «ядро», подчеркивает эксперт. Выделить качества, которые делают вас, как профессионала, незаменимым. Вместе с участниками вебинара Екатерина Каширская составила такой список. 

В него вошли: 

  • генерация идей, 
  • синтез знаний, 
  • эмпатия, 
  • доброта, 
  • интуиция, 
  • любознательность, 
  • умение видеть причинно-следственные связи и находить новые паттерны в данных, 
  • жизненный опыт, 
  • мудрость, 
  • понимание контекста, 
  • чувство юмора, 
  • аутентичность. 

Данные качества составляют человеческую суть исследователя и являются его главной опорой.

«Искусственный интеллект может написать стихотворение, но в нем не будет души автора, его боли или вдохновения. Он предоставляет информацию, а знание — это то, что мы пропускаем через себя, то, что можем отрефлексировать. Ваше ядро никуда не денется, и именно вокруг него можно выстраивать все новые требуемые компетенции», — подчеркнула Екатерина Каширская.

Устойчивость: как сохранить внутреннюю опору

Можно выделить несколько стратегий для сохранения целостности исследователя в современной науке:

  • Рефлексия. Четкое понимание границ своего контроля. Бесполезно тревожиться о глобальной цифровизации — стоит сфокусироваться на том, что можно сделать здесь и сейчас.
  • Развитие коммуникации. Навык кратко и ясно объяснить суть своего исследования разным аудиториям — от коллеги из другой сферы до потенциального инвестора.
  • Поиск поддерживающего сообщества. Важно выходить за пределы лаборатории и искать горизонтальные связи, так как традиционное наставничество часто уже не справляется.
  • Работа с энергией и смыслом. Необходимо постоянно возвращаться к долгосрочным целям, праздновать маленькие победы и помнить, ради чего начато исследование.
  • Критическое мышление. Это главный навык, который позволяет отделять действительность от информации, сгенерированной ИИ.

«Важно дать себе право на эту тревогу, «дать валидол» — валидизировать свои переживания. Вы не одиноки: эти чувства испытывают ученые на всех карьерных ступенях. Кризис — это неплохо, это точка, где старое отмирает, а новое рождается. Мы становимся не одинокими гениями, а архитекторами новой реальности и своей идентичности», — резюмировала Екатерина Каширская.

В сентябре Центр научной интеграции ВШЭ запустил программу повышения квалификации «Современный ученый. Инструменты развития научной карьеры». Обучение длится пять недель и рассчитано как на начинающих исследователей и преподавателей, так и опытных ученых. На программе учат продвигать исследования, привлекать финансирование и вести активную научную жизнь, используя личный бренд. 

Автор: Ксения Зорина, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ