Многие люди годами находятся в роли спасателя, тратя все душевные силы на решение проблем окружающих и забывая о собственных потребностях. На вебинаре Академии 5 Prism и Высшей школы экономики эксперты разобрались, почему возникает эта модель поведения и как превратить деструктивное спасательство в профессиональную помощь.
Александр Вечерин — кандидат психологических наук, преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ, магистр юриспруденции. Ведущий модуля «Этика и право в психологии» с 25-летним научно-педагогическим стажем.
Спасательство — это не разовый поступок, а повторяющийся сценарий, который формируется в жизни человека годами. Со стороны такое поведение часто выглядит как проявление заботы и доброты, но если присмотреться внимательнее, становится ясно: спасательство – это способ почувствовать себя нужным и важным за счет игнорирования собственных потребностей.
Татьяна Гейлер объясняет: «Часто спасателем становится человек, который в детстве слишком рано вынужден был эмоционально взрослеть. В сложной семейной обстановке ребенок начинает поддерживать родителей, гасить конфликты, утешать. Так формируется глубинное убеждение: “Чтобы меня любили, я должен спасать"».
Сценарий, зародившийся в детстве, человек несет с собой во взрослую жизнь. Следуя этому паттерну поведения, человек уверен, что единственный способ получить любовь, уважение и признание — это отодвинуть себя на второй план и посвятить себя решению проблем других людей. Парадокс заключается в том, что, помогая всем вокруг, спасатель внутри остается тем самым ребенком, который по-прежнему ждет, что его собственные потребности кто-то заметит и удовлетворит без лишних просьб.
Чем же опасно хроническое спасательство? Цена высока:
«Спасательство — это на самом деле про отношения с собой, — подчеркивает Татьяна Гейлер. — Если я не верю, что имею право на свою жизнь, я буду погружаться в чужую».
Нужно четко разграничивать желание спасать от оказания профессиональной помощи: специалисты, работающие с людьми в сложных и кризисных ситуациях, руководствуются иными мотивами, чем «спасатели», которые жертвуют собой, чтобы помочь другим.
«Задача психолога — не решить проблему за клиента, а помочь ему найти собственные ресурсы и ответы», – подчеркивает Александр Вечерин.
Эта принципиальная разница особенно заметна в типичных ошибках начинающих специалистов, неосознанно скатывающихся в спасательскую позицию:
Понимание разницы между спасательством и профессиональной помощью — это лишь начало пути. Чтобы желание помогать не превращалось в деструктивную модель поведения, важно освоить конкретные инструменты и принципы работы.
Что отличает профессиональный подход:
Александр вечерин обращает внимание: путь от спасательства к профессиональной помощи требует осознанности и готовности меняться. Важно понять: помогать другим — не значит жертвовать собой. Настоящая поддержка начинается там, где заканчивается желание «спасать» и появляется уважение к чужим границам и выбору. Когда мы перестаем жить чужой жизнью и учимся экологичной помощи, мы не только сохраняем свои силы, но и даем другим возможность найти собственный путь.
Высшая школа экономики и Академия 5 Prism создали совместную программу профессиональной переподготовки «Психолог-консультант. Профессия для жизни». Она включает в себя более 148 часов практики под супервизией опытных наставников, что дает возможность не просто изучать теорию, а сразу применять ее на практике. Выпускники программы получают два диплома — от ВШЭ и Академии 5 Prism.
Старт программы — 16 марта 2026 года.
Автор: Ульяна Носарева, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!