Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Реклама «между крокодилом и львом», «цифровой капитализм», словарь прогресса и гид по лучшему университету

Что почитать в Новый год, когда вы устали от развлечений и хотите саморазвития

Если в ваших планах на новогодние каникулы – не только отдых и общение (а это почти всегда так!), то новая подборка книг Издательского дома ВШЭ отлично встроится в ваш список «Что почитать / послушать / посмотреть» для прокачки знаний. Это не то чтобы интеллектуальный хардкор, но точно литература, требующая погружения и рефлексии. Свежие книги ИД ВШЭ – в постоянном проекте IQ Media «Что почитать».

Авантюры рекламы, или Подвиги барона Мюнхгаузена

В креативных индустриях реклама, оказавшаяся «между крокодилом и львом» – между коммерческими принципами и культурными ценностями, вынуждена героически лавировать, как барон Мюнхгаузен. И ладно бы еще только «крокодил» и «лев». Есть еще и пользователи, которые все чаще не верят рекламе. Наконец, есть дополнительные «тиски» – разнообразные ограничения и блокировщики рекламы на сайтах. В общем, рекламной отрасли приходится быть изобретательной, адаптивной и бесстрашной (совсем как барон), чтобы работать и зарабатывать.

Реклама – гибрид, который одновременно служит средством воздействия на аудиторию для увеличения продаж и индикатором общественных настроений, пространством для критики культуры и творческих экспериментов. Каково ей в этом промежуточном положении? Для успеха и заработков ей нужен постоянный самоапгрейд, но как именно она меняет свою идентичность? Какие тактики применяет? Об этом – книга «Реклама как креативная индустрия: режим парадоксов» Изабелы Дерда – нидерландское исследование, опубликованное в серии «Социальная теория» (перевод с английского Ольги Зинькиной под научной редакцией Артема Смирнова).

«Авантюризм», «самозванство» – так иногда воспринимают рекламу творческие индустрии. Но на деле ей приходится бесконечно «креативить», переизобретать саму себя. Изабела Дерда подробно рассказывает об эволюции рекламы в креативном секторе, основываясь на полусотне глубинных интервью с представителями отрасли, анализе кейсов и дискурс-анализе более чем 200 источников (от программных документов и индустриальных отчетов до видеоблогов и подкастов лидеров мнений). Так, в монографии показано, как рекламная отрасль:

  • Восстанавливает общение с аудиторией на фоне избытка контента, блокировщиков рекламы и при заметном потребительском недоверии, используя подходы, присущие сфере искусства и развлечений.
  • Все чаще интегрируется в пространства кинотеатров, музеев, арт-центров и театров, чтобы замаскировать свой убеждающий характер, и для этого заимствует эстетику и форматы у других отраслей и  деконструирует прежние подходы к созданию рекламных сообщений. 
  • Монетизирует креативность в условиях конкурентных медиа- и бизнес-ландшафтов и ищет новые бизнес-модели.
  • Привлекает новые таланты и создает креативные культуры, отвечающие ожиданиям новых поколений креативных специалистов.
  • Справляется со сложными коллаборациями между разными секторами.

В общем, все, как в утреннем плане барона (фильм «Тот самый Мюнхгаузен»): «С 8 до 10 – подвиг».

«Цифровой капитализм»: сложное чтение

Книга социолога Сабины Пфайффер «Цифровой капитализм и распределительные силы» (серия «Экономическая теория», перевод с английского Дмитрия Кралечкина под научной редакцией Александра Павлова) – по словам самого автора, «не самое подходящее чтение после долгого рабочего дня» и позднего ужина с семьей. Добавим: книга не очень рождественская, поскольку погружает не в сказку, а в правду жизни.

Но в новогодних каникулах все же наступает период, когда хочется интеллектуального хардкора, мыслительных усилий. Работа Пфайффер как вариант вполне подойдет.

Иногда бывает непросто разобраться в ее логике, теряющейся за причудливым синтаксисом. Но если вы хотите научиться полемизировать с предшественниками и современниками, вести аргументированный диалог, вам – сюда. Да и сама тема «цифрового капитализма» довольно любопытна.

Автор книги исходит из того, что общество нельзя понять без анализа технологий, им применяемых. В этом смысле цифровизация – это не только технологии (от ИИ до интернета вещей), но и экономические и социальные последствия их использования. Что касается цифрового капитализма, то на примерах действия технологий Пфайффер показывает, что он связан не столько с эффективным созданием стоимости, сколько с ее быстрой, безрисковой и постоянно гарантированной реализацией на рынках.

Иными словами, если бы цифровизации не существовало, ее следовало бы выдумать. Она, как минимум, помогает расширять рынки, стимулирует потребление. «Капитализм <…>, само выживание которого основано на продаже все большего количества товаров на постоянно обновляющихся рынках, сегодня <…> озабочен проблемой, вполне адекватным решением которой и стала цифровизация», – пишет Пфайффер.

Распределительные силы, заявленные в заглавии, – это:

- реклама и маркетинг (меры, направленные на реализацию стоимости, то есть потребление и рынок),

- транспорт и складирование (дают физический доступ к рынкам и реализации стоимости),

- контроль и предсказание (меры, связывающие порождение стоимости и ее реализацию).

Все эти силы – самые активные сторонники цифровизации. Их общее взаимодействие – и есть главный сюжет книги. 

Энциклопедия прогресса: чем и как живет наука

Терминологический словарь «Экономика знаний в терминах статистики: наука, технологии, инновации, цифровая экономика, креативная экономика, образование» (составитель и научный редактор – профессор, директор Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Леонид Гохберг) – результат многолетних разработок института.

По уровню детализации объяснений, подробности каждой статьи это, по сути, энциклопедический словарь по науке и технологиям. Он пригодится и студентам, и опытным специалистам, и бизнесу, и работникам органов управления, поскольку уточняет как привычные понятия, так и фронтиры в заявленных областях.

В словаре есть и прогностическая компонента – можно составить представление о будущем технологий. Приведем для примера статью о биотехнологиях – тезисно. Авторы намечают реперные точки в настоящем и будущем:

  • ДНК/РНК: геномика, фармакогеномика, генные зонды, генная инженерия, секвенирование, крупномасштабный синтез ДНК, редактирование генома и пр.; 
  • протеины и другие молекулы: секвенирование, синтез и инженерия белков и пептидов, усовершенствованные методы доставки макромолекулярных лекарств, протеоника;
  • культура и инженерия клеток и тканей: синтез в клетках, вакцины / иммунные стимуляторы, маркерная (геномная) селекция, метаболическая инженерия;
  • техники биотехнологических процессов: ферментация с использованием биореакторов, биорефайнинг, биообработка, биовосстановление, биосенсорные технологии, биофильтрация и фиторемедиация, молекулярная аквакультура;
  • генные и РНК-векторы: генная терапия, вирусные векторы;
  • биоинформатика: создание баз данных геномов, рядов протеинов; моделирование комплексных биологических процессов;
  • нанобиотехнология: применение инструментов и процессов нано-/микрофабрикации для создания устройств в целях изучения биосистем и их применения в фармакологии, диагностике и др.

В статье рассмотрены и ключевые индикаторы развития биотехнологий – от числа профильных компаний до патентной активности. Все это позволяет увидеть не только «моментальный снимок» дисциплины, но и ее возможности и перспективы. Статья вполне показательная в общей подборке терминологического словаря. 

Университет в комфорте: полный гид

Как выглядит продвинутый и уютный университетский кампус? Каков должен быть «джентльменский набор» опций – образовательных, профессиональных, культурных, спортивных, бытовых – в университете?

Ее полезно почитать не только кампус-менеджерам, архитекторам и урбанистам, проектирующим университетские пространства, но и всем, кого интересует современное высшее образование. Ожиданий от университетских зданий – много. Речь о создании не просто комфортной, но и мотивирующей к учебе / преподаванию / исследованиям среды, раскрывающей таланты и предоставляющей возможности.  

Если вы хотите организовать уютную и мотивирующую среду, нужно учесть массу нюансов, что, собственно, сделано в Вышке. Помимо очевидных вещей, это коворкинги, МФЦ для студентов, профессорский клуб, комната психологического консультирования, бизнес-инкубатор, микрозоны для физической активности, здравпункты, вендинг, система навигации, оборудование для слабовидящих, залы с трансляцией мероприятий.

Общий перечень сервисов может напоминать список кораблей в «Илиаде» Гомера, но пространство кампуса и правда должно быть продумано до мелочей. Тогда оно будет эпически прекрасным и магнетическим.  ​​​​​​​

IQ в MAX. Только нужное>>