Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Perplexity
Изображение создано при помощи модели Perplexity

Психологическая культура в Киргизии

Как традиционные практики дополняют официальное здравоохранение

В Киргизии сосуществуют традиционные формы психологической поддержки и современные подходы к ментальному здоровью. Такой симбиоз не просто эффективен в качестве помощи людям, но и максимально соответствует их культурным ожиданиям, отмечает социолог, исследователь психотерапевтической культуры Оксана Михайлова в новой статье цикла о зарубежных практиках психологической самопомощи

name

Оксана Михайлова

Доцент кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Нестабильность и рост тревожных расстройств

Киргизия представляет собой уникальный пример сосуществования традиционных форм психологической поддержки и современных подходов к ментальному здоровью. После обретения независимости в 1991 году страна столкнулась с экономическими трудностями, политической нестабильностью и межэтническими конфликтами. Это сопровождалось ростом депрессии, тревожных расстройств и посттравматического стрессового расстройства. В этих условиях традиционные практики психологической поддержки стали значимым дополнением к официальной системе здравоохранения.

Традиционная система психологической поддержки

Основа традиционной психологической помощи в Киргизии – расширенная семья и клановая система. Социальная жизнь организована в рамках патриархальной структуры, где старшие родственники принимают ключевые решения и оказывают эмоциональную поддержку. Считается, что такая организация создает естественную сеть безопасности для людей, переживающих психологические трудности. Стоит особо отметить почитание старших – устойчивую культурную норму, сохраняющую значимость в повседневности.

Духовные целители играют центральную роль в традиционной системе помощи. Именно к ним сначала обращаются люди. Среди духовных целителей выделяют: куучу (они близки к шаманам), бакшы (сильно исламизированные шаманы), көзү ачык (ясновидящие), табып (они диагностируют по пульсу и классифицируют болезни по принципу «горячее/холодное»), а также сынчы (они сочетают традиционные и экстрасенсорные методы). Деятельность традиционных целителей укоренена в духовных представлениях, связывающих состояние человека с природой и духами предков.

Духовная модель психических заболеваний

В традиционных представлениях психические расстройства объясняются через взаимодействие с миром духов. Психопатология трактуется как результат нарушения или непонимания требований духов. Так, ипохондрические состояния могут считаться знаком того, что дух старается помочь человеку найти истинный путь. А первый психотический эпизод (временная потеря связи с реальностью) часто воспринимается как «духовное пробуждение». В таких случаях пациент обычно посещает нескольких целителей, прежде чем обратиться за медицинской помощью.

Уникальный культурный код

Особое место в психологической культуре страны занимает понятие «кыргызчылык». Слово образовано от корня «кыргыз» и суффикса «-чылык», означающего совокупность свойств или практик. Похожим образом формируется, например, понятие «мусулманчылык» – мусульманский образ жизни.

В широком смысле кыргызчылык – культурный код, объединяющий черты этнической идентичности: строгий семейный уклад, гостеприимство, крепкие родственные связи, коллективизм, взаимовыручку и открытость миру. В более узком значении термин связан с духовными практиками, включая целительство и ясновидение. В этом контексте первый психотический эпизод может трактоваться как знак будущей духовной миссии.

Кыргызчылык – сложное культурное явление, которое включает позитивные и неоднозначные стороны. К его ценностям относят дружбу, родство, почитание старших и гостеприимство. Одновременно критику вызывают проявления трайбализма (групповой обособленности, приоритета своей группы), показные траты на пышные ритуалы, демонстративное потребление – покупка дорогих машин и роскошных квартир.

С кыргызчылык тесно связаны категории «кор намыс» и «тобокел». 

  • «Кор намыс» – пустое тщеславие и ложная гордость, ведущие к бессмысленным расходам. Рамки поведения зачастую определяет установка: «Что скажут люди?».
  • «Тобокел» воплощает веру в судьбу и смелость, призыв к решимости.

Современные вызовы и интеграция систем

После событий 2010 года на юге Киргизии стало очевидно, что сотрудничество врачей и целителей необходимо. Пациенты с симптомами посттравматического стрессового расстройства в первую очередь обращались к традиционным практикам, что затрудняло диагностику и лечение. Этот опыт показал: культурно-чувствительный подход возможен только при интеграции традиционных и современных моделей психологической помощи.

Однако существуют серьезные барьеры. К ним относятся:

  • стигматизация психических расстройств, 
  • недостаток специалистов, 
  • финансовые трудности сельчан,
  • недооценка значимости ментального здоровья властями. 

Особо стоит сказать о языке: в нем мало оттенков выражения эмоциональных состояний, что затрудняет артикуляцию психологических переживаний. 

Множественные когнитивные модели

В обществе сосуществуют разные объяснительные модели психических заболеваний.

  • Модель стресса, более распространенная среди горожан, связывает симптомы с травмирующими событиями повседневной жизни.
  • Биологическая модель объясняет психопатологию через травмы мозга или нейрохимические изменения. Этот подход закрепился во многом благодаря СМИ.
  • Духовная модель, более характерная для сельских жителей, основывается на вере в связь с природой и духами предков.

Эффективная система, отвечающая культурным ожиданиям

Понимание многогранности «кыргызчылык» – ключ к разработке культурно-чувствительных подходов в области психического здоровья. Интеграция традиционных и современных, научно обоснованных практик позволяет создать систему поддержки, которая будет одновременно эффективной и соответствующей культурным ожиданиям. Только в этом случае можно выстроить модель помощи, действительно близкую киргизскому обществу.