Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

«Нетворческих личностей не бывает». Психотерапевт — о творчестве, душе и химере

Творчество — это не прерогатива художников, писателей или музыкантов. Это естественная форма проявления человеческой души, способ нашего взаимодействия с миром и самим собой. Мы творим всякий раз, когда вносим в привычное хоть немного своего, когда делаем что-то не по шаблону, а исходя из внутреннего импульса.

Почему стоит поговорить о творчестве

Подходы к творчеству невероятно разные. Я часто говорю, что помимо черного и белого существует как минимум 256 оттенков серого — а если добавить цвета, то и вовсе бесконечное множество. Так и с творчеством: у каждого оно свое, и важно разобраться, что мы вообще под ним понимаем.

Творчество, наверное, одна из самых неотъемлемых частей человеческой психики, душевной жизни, самой природы человека. Без него, пожалуй, мы и не были бы людьми.

И все-таки, что такое творчество? Что мы можем к нему отнести? Если заглянуть в Википедию, там сказано, что творчество — это создание чего-то принципиально нового. Вроде бы все просто. Но как только начинаешь смотреть шире, появляются вопросы: Пушкин — творец, это очевидно. А человек, который готовит ужин — он творец?

На мой взгляд, если мы говорим с позиции психотерапии, с точки зрения нашей внутренней, душевной жизни, то вопрос творчества — это прежде всего вопрос личной новизны. Речь не о том, чтобы создать что-то принципиально новое для всего мира. Честно говоря, это вообще довольно сомнительное понятие — «новое для всего мира».

Театральные и литературные критики давно отмечают, что почти все сюжеты, которые мы видим сегодня на сцене или на страницах книг, были известны еще в Древней Греции. Даже великий Шекспир не был исключением: и история Гамлета принца датского, и повесть о двух благородных влюбленных, и сюжет о Фаусте (да, это уже не Шекспир, а Гете, но дела это не меняет) существовали задолго до него. Он просто дал им новое дыхание, переосмыслил их по-своему.

Творчество в психотерапевтическом смысле

Так что, когда мы говорим о творчестве в психотерапевтическом смысле, мы имеем в виду не изобретение чего-то небывалого, а создание нового для себя. Нового внутренне, душевно. Это момент, когда внутри тебя рождается свежий взгляд, новая интонация, новое ощущение.

Понимаете, дело ведь не в том, что люди создают что-то совершенно новое в абсолютном смысле. Гёте тоже не придумал «Фауста» с нуля — этот сюжет существовал задолго до него. Как и Шекспир, который не изобретал истории о Гамлете или о двух влюбленных из враждующих семей. Но то, как Гете написал своего Фауста, как Шекспир написал своего Гамлета, — в этом и заключается новизна. Они внесли в старые сюжеты своё, личное, живое. И именно это «свое» меняет картину, делает произведение уникальным.

Творчество, безусловно, — это создание нового, но нового прежде всего для себя. Если смотреть с психотерапевтической точки зрения, с позиции души, то новизна всегда сначала рождается внутри человека. Потом уже кто-то может увидеть в этом что-то новое, если его душа созвучна нашей. А если у него был похожий внутренний опыт, он это услышит, отзовётся. Потому что именно такие личные открытия делают нас людьми и двигают человечество вперед.

Творчество — только искусство? 

И ведь творчество проявляется не только в литературе или архитектуре. Оно может быть в любой деятельности — в готовке, в шитье, в работе с деревом, в том, как мы строим отношения. Каждый раз, когда мы хоть немного отходим от привычного шаблона, мы вступаем в пространство творчества. И это очень важно.

Мы с вами уже говорили о разных формах общения — о ритуалах, о совместном времяпрепровождении, об играх. Все они довольно четко структурированы. Но есть еще одна форма общения, которая стоит особняком, — это интимность. И да, я оговорился, но не случайно: ведь интимность — это именно тот уровень, когда разговор идет от души к душе. И вот в этот момент творчество приобретает особое значение, потому что каждое такое общение мы создаем заново, каждый раз оно рождается по-новому.

Почему так происходит? Потому что мы выходим за пределы привычных сценариев. Мы покидаем зону простых, понятных взаимодействий и вступаем в пространство нового. А новое, как мы помним, расширяет наш внутренний мир.  Мир растет только тогда, когда мы осваиваем неизвестное — и именно это и есть одна из граней творчества.

Творчество — это не только создание чего-то великого, это еще и освоение нового. Даже, казалось бы, простая вещь, вроде раскрашивания картинок по номерам, может быть актом творчества. Почему? Потому что когда вы берете в руки кисть, вы видите не только то, что задумал автор, но и то, что хотите проявить сами. Если дать двадцать одинаковых наборов разным людям, каждая картина получится немного иной. Я видел это не раз: у каждого человека проявляется своя душа, своя интонация, своя новизна.

Поэтому неважно, что именно мы делаем — вяжем ли шарф, строгаем дощечку или готовим обед. Если мы вкладываем в это частичку себя, значит, мы творим.

А вот если кто-то говорит: «Я не вкладываю душу, мне всё равно» — знаете, это не совсем так. Душа не выключается. Просто степень ее присутствия может быть разной. Не стоит смотреть на это в категориях черного и белого — все гораздо гораздо живее.

Можно ли «не вкладывать душу» в какие-то дела 

Когда мы говорим «вкладывать душу», это не значит, что нужно восходить на костер и жертвовать собой до последней капли. А если не вкладываю, значит, лежу и мне все безразлично? Нет. Мир гораздо сложнее. Поверьте, даже если вы работаете на нелюбимой работе, всегда найдутся моменты, где вы вкладываете душу. И наоборот — даже в любимом деле есть участки, где ее нет.

Вот, например, психотерапевт. Думаете, он сидит и непрерывно творит? Нет. Иногда нужно помыть за собой посуду, если кабинет свой — то и пол. Не самый вдохновляющий процесс. Есть еще отчеты, графики — рутина. В ней не так много творчества. Но это не делает профессию нетворческой. В любой работе, в любой человеческой деятельности есть моменты вдохновения и есть механические действия. 

Домохозяйка, врач, инженер, водитель, преподаватель — у каждого бывают и творческие, и нетворческие стороны. Поэтому разделение на «творческие» и «нетворческие» профессии — иллюзия. Все профессии в какой-то мере творческие, просто степень этого творчества меняется. И это совершенно нормально. Тридцать пять лет назад я был слесарем. И, поверьте, это была очень творческая работа. 

Именно творчество делает нас живыми. Оно помогает нам двигаться, расти, осваивать новое, ощущать себя настоящими. Творчество — это не только форма выражения, но и способ существования. Именно через него мы развиваемся, расширяем границы собственной картины мира.

Диалектика творчества и души

Творчество развивает нашу душу, но в то же время оно рождается из нее. Ведь творчество — это не просто отражение реальности, которую мы воспринимаем глазами, ушами или другими чувствами. Это то, чего мы не видим напрямую, то, что существует только здесь — в сердце, или здесь — в душе, в сознании. И именно это становится творчеством. Оно и есть тот процесс творения, который соединяет нас с самими собой. 

Творчество — это и продукт души и одновременно ее созидатель. Если говорить медицинским языком, то, знаете, это как оздоравливающий, саногенный круг. Когда человек творит, он выпускает наружу часть своей души — и этим исцеляет ее. Любое проявление творчества, каким бы простым оно ни было, уже делает нас живее. Мы можем строить величественные здания или маленький курятник, собирать машинку из конструктора, заботиться о себе или о близких — все это проявления творчества.

Вот почему не бывает «нетворческих» людей или профессий. Если человек делает что-то от души и для души — это уже творчество. Да, мы можем пытаться развивать его, расширять, осознанно направлять — но в основе всегда остается одно: живое внутреннее движение. 

Очень часто те, кто громко называют себя «творческими личностями», на самом деле имеют большие трудности с внутренней целостностью — и поэтому, как ни странно, именно у них с настоящим творчеством выходит неважно.

Вспомню историка Льва Гумилева. У него была интересная идея — теория этногенеза, спорная, но во многом любопытная. Он говорил о пассионарности — внутреннем импульсе к движению вперед, к созиданию. Но помимо этого, он выделял субпассионарность и псевдопассионарность, то есть ложное движение, иллюзию энергии, которую он называл «химерой».

Вот когда человек не творит естественно, а натужно пытается творить — не потому что не может удержать поток изнутри, а потому что «надо сделать что-то креативное» — вот тогда и рождается химера. Искусственное, надуманное, не из души. Это и есть псевдотворчество, химера. Когда цель — удивить, а не выразить себя. Настоящее творчество не требует усилия «изобразить творца». Оно живет в нас так же естественно, как ребенок, который просто играет, просто создает, не думая, «творю я сейчас или нет».

И если мы позволим этому внутреннему ребенку действовать, дадим ему место в нашей взрослой жизни, позволим выражать себя, возвращаться в душу и менять ее изнутри — тогда все действительно станет лучше.

Редактировала Юлия Пéтрович