Мы уже рассказывали о том, почему урбанисты – всегда нарасхват. Однако в их работе есть и другой, менее очевидный, но крайне значимый смысл, влияющий на качество жизни горожан. Современные градостроительные решения предполагают рефлексию и участие жителей мегаполиса. Тем самым горожане получают новый опыт и дополнительные возможности самореализации, размышляет в статье для IQ Media урбанист Кирилл Пузанов.
Кирилл Пузанов
Доцент Высшей школы урбанистики имени А.А.Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, научный руководитель магистерской онлайн-программы «Цифровая урбанистика и аналитика города».
Каждый урбанистический проект предполагает «джентльменский набор» задач: в начале всегда стоит проблематизация территории, а в конце – оценка того, насколько предложенный проект улучшит жизнь горожанина. Это проблемно-ориентированная и человекоцентричная работа: качество ее результата во многом определяется степенью комфорта жизни в городе для разных групп.
К человекоцентричному подходу современная урбанистика перешла лет 10-15 назад. Конкретную дату перехода назвать сложно, но важна сама трансформация от советской градостроительной системы, которая была больше ориентирована на экономику (считалось, что город должен давать стране машиностроение, металлургию, химическую и другую промышленность), к системе, когда город ориентирован на человека и на третичный сектор экономики (сферу услуг).
Что проекты молодых урбанистов могут дать горожанам? Помимо «джентльменского набора», есть и другие бонусы, на которые стоит обратить внимание. Бонус первый.
В современных городских проектах можно приобрести опыт субъектности (инициативности) по отношению к собственному городу. По сути, это город, приглашающий к участию. Любой городской проект – в известной мере «школа горожанина». Разумеется, не все жители города готовы к этой вовлеченности, не всем это интересно, да и не всем, наверно, нужно. Но, как минимум, это открывает новое окно возможностей.
Вовлечение в жизнь города дает горожанину понимание того, как работает территория, на которой он проживает. Современные города – очень сложные по своему устройству системы. Отказываясь от попыток понять их, мы обрекаем себя на потерю субъектности.
С другой стороны, включаясь в городские инициативы, мы не только можем попытаться сделать нашу жизнь лучше, адаптировать пространство под себя, но и лучше узнаем его законы. Это может снижать уровень тревожности, потому что неизвестность, маленький горизонт планирования – основной ее фактор.
Чем больше горизонт планирования, тем спокойнее мы себя чувствуем в нашем городе, в нашем районе.
Второй неочевидный бонус, который могут дать проекты Школы урбанистики, – это «особый взгляд», «третье мнение» на жизнь в городе. Горожанин живет своей повседневной жизнью и может не проблематизировать какие-то вещи. А ценность урбаниста, как и архитектора, социально-экономического географа, социолога и других специалистов, занимающихся городом, – в том числе, в насмотренности. Они знают, как может быть иначе, поэтому при прочих равных их взгляд ценнее, чем взгляд человека, который всю жизнь прожил в этом городе, но для которого некоторые вещи до сих пор – слепые пятна.
Урбанисты просвещают жителей города, стараются привить им интерес к градостроительным решениям. Что, конечно, не исключает конфронтирования горожан по отношению к градостроительным решениям. Людям может не нравиться то, что они увидят, но они это запомнят и дальше будут отстраиваться от этого.
У урбанистов есть задача дать горожанам объективную картину, взгляд на город, в котором они живут, и выслушать все их упреки по этому поводу. Различные проекты в сфере городского развития могут зарождать в горожанах мысль: «А что, так тоже можно было?».
И эта мысль является для нас – урбанистов – если не ключевой, то одной из важнейших.
Проекты урбанистов могут развивать у горожан креативность и пассионарность: стоит понять, что есть что-то иное в этом мире, и это иное можно захотеть.
Существует кризис желания: «Зачем нам центр города? Мы там ни разу не были». Так вы и не пробовали! Попробуйте, а вдруг понравится? Эти вещи могут казаться банальными. Но, когда это работает на уровне города, это может изменить жизнь всех горожан: дать новые возможности, новые стратегии пользования собственным городом.
Один из главных ресурсов города – разнообразие. И большинство городских проектов направлены на увеличение этого разнообразия, которое касается всего: смыслов, сценариев, стратегий успеха.
Огромная ценность города, в том числе, – в том, кем вы можете стать в нем.
Чем отличается город от деревни? В частности, принципиально большим количеством стратегий успеха. Кузнец Вакула из гоголевской «Ночи перед Рождеством» – на самом деле художник, но профессия художника в деревне не нужна. Он кузнец и в свободное время – художник. А в городе вы можете быть художником, а можете – кузнецом. И это будут разные люди, полностью отдающиеся своей профессии.
Современный город, приглашающий горожан к участию, пробуждает их к исследованиям, самостоятельному поиску чего-то уникального. Есть некий «масс-маркет», а есть то, что я сам нашел, – нечто самобытное. Вы, например, регулярно пьете кофе в известном сетевом кафе. А у меня тут вкуснейший кофе делают в палатке с шаурмой, вы такого никогда не пили, – настоящий арабский кофе.
Наше поведение, не только в городе, подвержено при прочих равных двум разнонаправленным принципам: любопытство и безопасность. Шаблонные, сетевые пространства позволяют нам получить контролируемый и привычный опыт, но любопытство никто не отменял. Нам часто не хватает чего-то нового, а чего именно – мы сами пока не знаем, так как еще не нашли это.
Многие районы Москвы стимулируют познание города, получение нового опыта. Многие, но не все.
Исторически город – фабрика по производству нового знания. Главные открытия делаются в городах. Новые мысли и суждения высказываются в городах. Но модернистская концепция города, где человек – винтик в большой машинерии, не подразумевает появления нового смысла.
Откуда же обычный горожанин может получать новый опыт?
В недавнем исследовании мы на примере Таганского района Москвы изучали, где горожанин получает это новое знание. Изначально мы предположили, что есть развилка – два пути: мы можем разделить действия горожанина на «Я должен» и «Я хочу», «необходимость» и «желание». Я должен покупать ребенку одежду и водить его в детский сад, я должен платить за коммунальные услуги, я должен переходить дорогу на зеленый свет и др. Чтоб меня не вытеснили в «маргинальную страту», город требует от меня энного количества действий. Но у меня остается свободное время, когда я могу позволить себе прогуляться в парке, зайти в кафе с друзьями и пр.
Наше исследование показало, что ни «необходимость», ни «желание» ничего принципиально нового горожанину не дают.
Почему этого не делают «необходимости» – ясно: это, скорее, рутинные действия. Что касается «желаний», то мы хотим прогнозируемого качественного опыта. Мы пойдем в знакомый ресторан или знакомый парк, к друзьям, – ведь мало кто будет экспериментировать с собой в свое свободное время, и так ограниченное.
«Развилка» действий горожанина оказалась на деле тройственной историей. Помимо «Я хочу» и «Мне нужно», есть третья составляющая – «Я доверяю». А именно – «Я доверяю городу себя куда-то вести». В этот момент и появляется новое знание. Человек наполняется новым опытом. И это очень значимо.
Часто комфортность проживания сопряжена для нас не только с удовлетворением базовых потребностей (сыт, одет, умыт), но и с получением новой информации – новых мыслей, идей и концепций.
Город может очень круто закрывать эту потребность. Но для этого горожанин должен ему доверять. Как выстраивать доверие между городом и его жителями – отдельная большая история. О ней мы поговорим в следующих материалах.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!