Творческое мышление часто начинается с творческого взгляда на мир. Одни и те же элементы окружающей среды могут предлагать разные опции для действия в зависимости от потребностей, интересов, возможностей и задач каждого человека. Способность увидеть и использовать эти опции – важный элемент креативной практики. В этой колонке спецпроекта Одиссея креативности Анатолий Хархурин размышляет о том, как окружающий мир может стимулировать творчество.
Представьте себя в городском парке, в окружении всевозможных объектов. Их назначение может восприниматься людьми по-разному. Например, скамейка для пожилого человека может быть местом для отдыха, для детей – местом игры, а для уличного артиста – временной сценой. Рыболов в пруду удит рыбу, а любители модельных корабликов устраивают регату. Дерево служит тенистым укрытием для читателя или фоном для фотографа. Одни и те же элементы окружающей среды можно видеть и использовать по-разному.
Эта идея стала краеугольным камнем в пятифакторной модели креативности, которую предложил психолог Влад Главяну в 2013 году. В его модели креативность рассматривается с точки зрения личности человека, вовлеченного в этот процесс (actor), его творческого акта (action), получившегося творческого произведения (artefact), окружающих людей, которые оценивают этот артефакт (audience) и формируют контекст, дающий возможности для творчества (affordances). А ими, в свою очередь, творческий человек может воспользоваться.
Аффордансы описывают материальные, социальные, культурные и психологические ресурсы, доступные актору для творческого акта. Они определяют, какие творческие действия возможны в данной среде и как их можно реализовать. Так, вуз дает студентам-архитекторам доступ к новейшим программам для проектирования и моделирования, что расширяет их возможности в создании инновационных дизайн-проектов.
Теория аффордансов была предложена выдающимся исследователем зрительного восприятия, когнитивным психологом Джеймсом Дж. Гибсоном в 1979 году. Он утверждал, что окружающая среда предлагает различные аффордансы – объективно присутствующие возможности для действия. Они определяются тем, что мы можем сделать с тем или иным предметом. Например, камень позволяет сесть на него или бросить его.
Каждый объект в нашем окружении предлагает потенциальное взаимодействие, обусловленное возможностями, которые человек видит в этом объекте. Акцент делается на субъективное восприятие этих свойств.
Практическое применение теории аффордансов – эргономика, особенно в области взаимодействия человека и компьютера. Дизайнеры создают объекты и интерфейсы, которые четко объясняют пользователям их назначение. Хорошо спроектированная дверная ручка приглашает потянуть за нее, а не толкать.
Окружающий мир предоставляет нам аффордансы для творческого акта в той мере, в которой мы эти возможности можем воспринять. По сути, это катализаторы – элементы среды, которые не только предполагают определенное использование, но и вдохновляют на новые способы взаимодействия. По Гибсону, для интерпретации доступных опций не требуется сложных когнитивных процессов. Непосредственность восприятия позволяет творческим личностям «видеть» и «использовать» эти возможности, что определяет оригинальность и функциональность творческого акта.
В творческих практиках аффордансы – это то, что могут предложить сам объект и среда, в которой он находится. Так, деревянный брусок может стать скульптурой или музыкальным инструментом в зависимости от того, как человек воспримет его и решит использовать.
Не случайно популярным тестом творческого потенциала является «Необычное использование». Этот психологический инструмент, оценивающий дивергентное мышление (важный аспект креативности), разработал один из ведущих исследователей творческой деятельности Джой Пол Гилфорд в 1960-х годах. В тесте предлагается найти как можно больше необычных способов использования обыденных предметов. Он измеряет способность к обнаружению аффордансов и, как следствие, к нестандартному мышлению и креативному решению проблем.
Многие представители креативных индустрий утверждают, что творческое мышление часто начинается с творческого восприятия. Мы замечаем что-то необычное, обдумываем это, и рефлексия инициирует креативное мышление.
Существует связь между нашим восприятием мира и поведением. Первое может влиять на наши действия. Ученые из разных областей психологии, такие, как ее родоначальник Уильям Джеймс и создатель психологии развития Жан Пиаже, давно признали эту связь. А нейрофизиологические и поведенческие исследования выявили, что процессы восприятия и действия имеют общую кодировку. То есть, если мы воспринимаем мир творчески, это может привести к креативному поведению.
Гибсон различал «инварианты» – постоянные качества, которые мы распознаем, чтобы идентифицировать объекты, и «аспекты» – уникальные характеристики объектов, зависящие от их расположения в пространстве и времени относительно наблюдателя. Он утверждал, что обычные люди обращают внимание на инварианты, а художники фокусируются на аспектах, видя в них потенциал для творчества.
Способность замечать уникальные черты в обыденных вещах приводит к созданию произведений искусства. Это явление получило название «креативная перцепция», а исследования, проведенные в моей лаборатории, показали, что креативная перцепция – важный предиктор творческого потенциала. По сути, это способность человека замечать творческие элементы в себе, в других и в окружающем мире.
Что представляют собой эти творческие элементы? Тут я приведу понимание эстетической ценности в моей четырех-критериальной модели креативности Creativity.4in1. Эстетическая ценность заключается в том, что она отражает глубокую истину природы, представляет суть феноменальной реальности и обладает сложностью, выражающей внутренние противоречия. Значит, творческие элементы – это те составляющие феноменальной реальности, которые отражают фундаментальную истину природы. Распознавание этих элементов вдохновляет человека на выражение этих истин через творчество. Как же развить креативную перцепцию?
Посещение музеев, выставок и изучение различных культур и эпох способствует насмотренности, расширяет кругозор и открывает новые горизонты для вдохновения. Но я хочу поговорить о менее очевидных способах тренировки креативной перцепции.
Как обычно работает сознание? В нем роится клубок мыслей, чьи начало и конец невозможно найти. Мы только хватаем одну мысль за хвост, как она, вильнув этим хвостом, прячется за другую, та сплетается с третьей. Но мы не можем записывать эти мысли одновременно – письмо работает последовательно. Мы вынуждены довести одну мысль до конца, прежде чем описывать другую. Так мы распутываем клубок и упорядочиваем мысли.
Навык наблюдения за мельчайшими мыслями в нашем сознании может быть использован и для наблюдения за самыми незаметными аффордансами в окружающей среде.
Кстати, я пишу не фиксированное количество страниц, а определенное время – час (число страниц может быть любое). Так я позволяю себе и отвлечься, и помечтать, и наметить планы. Например, однажды в результате этой практики я задумал сложную комбинацию взаимосвязанных ивентов: персональной выставки о встрече науки и искусства, арт-перформанса по мотивам научного исследования феномена встречи, публикации стихов, используемых в арт-перформансе, и серию лекций по материалам выставки. Проведя эти мероприятия, я освободил сознание и переключился на создание книги о креативности и сопутствующих ей колонок.
Так что, погружаясь в себя или в коллектив, вы развиваете свою креативную перцепцию и учитесь находить аффордансы в окружающем мире. И вы их обязательно найдете!
Все материалы спецпроекта Одиссея креативности
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!