Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Сгенерировал Анатолий Хархурин с помощью системы DALL-E
Сгенерировал Анатолий Хархурин с помощью системы DALL-E

Как мир вокруг нас пробуждает скрытую креативность

Красота в глазах смотрящего

Творческое мышление часто начинается с творческого взгляда на мир. Одни и те же элементы окружающей среды могут предлагать разные опции для действия в зависимости от потребностей, интересов, возможностей и задач каждого человека. Способность увидеть и использовать эти опции – важный элемент креативной практики. В этой колонке спецпроекта Одиссея креативности Анатолий Хархурин размышляет о том, как окружающий мир может стимулировать творчество.

Ландшафт возможностей

Представьте себя в городском парке, в окружении всевозможных объектов. Их назначение может восприниматься людьми по-разному. Например, скамейка для пожилого человека может быть местом для отдыха, для детей – местом игры, а для уличного артиста – временной сценой. Рыболов в пруду удит рыбу, а любители модельных корабликов устраивают регату. Дерево служит тенистым укрытием для читателя или фоном для фотографа. Одни и те же элементы окружающей среды можно видеть и использовать по-разному. 

Ландшафт бесконечных возможностей.
Ландшафт бесконечных возможностей. Сгенерировал А.В.Хархурин с помощью системы DALL-E.

Эта идея стала краеугольным камнем в пятифакторной модели креативности, которую предложил психолог Влад Главяну в 2013 году. В его модели  креативность рассматривается с точки зрения личности человека, вовлеченного в этот процесс (actor), его творческого акта (action), получившегося творческого произведения (artefact), окружающих людей, которые оценивают этот артефакт (audience) и формируют контекст, дающий возможности для творчества (affordances). А ими, в свою очередь, творческий человек может воспользоваться.

Аффордансы описывают материальные, социальные, культурные и психологические ресурсы, доступные актору для творческого акта. Они определяют, какие творческие действия возможны в данной среде и как их можно реализовать. Так, вуз дает студентам-архитекторам доступ к новейшим программам для проектирования и моделирования, что расширяет их возможности в создании инновационных дизайн-проектов.

Теория аффордансов была предложена выдающимся исследователем зрительного восприятия, когнитивным психологом Джеймсом Дж. Гибсоном в 1979 году. Он утверждал, что окружающая среда предлагает различные аффордансы – объективно присутствующие возможности для действия. Они определяются тем, что мы можем сделать с тем или иным предметом. Например, камень позволяет сесть на него или бросить его. 

Каждый объект в нашем окружении предлагает потенциальное взаимодействие, обусловленное возможностями, которые человек видит в этом объекте. Акцент делается на субъективное восприятие этих свойств.

Практическое применение теории аффордансов – эргономика, особенно в области взаимодействия человека и компьютера. Дизайнеры создают объекты и интерфейсы, которые четко объясняют пользователям их назначение. Хорошо спроектированная дверная ручка приглашает потянуть за нее, а не толкать. 

Вдохновляющая среда

Окружающий мир предоставляет нам аффордансы для творческого акта в той мере, в которой мы эти возможности можем воспринять. По сути, это катализаторы – элементы среды, которые не только предполагают определенное использование, но и вдохновляют на новые способы взаимодействия. По Гибсону, для интерпретации доступных опций не требуется сложных когнитивных процессов. Непосредственность восприятия позволяет творческим личностям «видеть» и «использовать» эти возможности, что определяет оригинальность и функциональность творческого акта.

В творческих практиках аффордансы – это то, что могут предложить сам объект и среда, в которой он находится. Так, деревянный брусок может стать скульптурой или музыкальным инструментом в зависимости от того, как человек воспримет его и решит использовать.

Не случайно популярным тестом творческого потенциала является «Необычное использование». Этот психологический инструмент, оценивающий дивергентное мышление (важный аспект креативности), разработал один из ведущих исследователей творческой деятельности Джой Пол Гилфорд в 1960-х годах. В тесте предлагается найти как можно больше необычных способов использования обыденных предметов. Он измеряет способность к обнаружению аффордансов и, как следствие, к нестандартному мышлению и креативному решению проблем.

От творческого восприятия – к творческому акту

Многие представители креативных индустрий утверждают, что творческое мышление часто начинается с творческого восприятия. Мы замечаем что-то необычное, обдумываем это, и рефлексия инициирует креативное мышление. 

Существует связь между нашим восприятием мира и поведением. Первое может влиять на наши действия. Ученые из разных областей психологии, такие, как ее родоначальник Уильям Джеймс и создатель психологии развития Жан Пиаже, давно признали эту связь. А нейрофизиологические и поведенческие исследования выявили, что процессы восприятия и действия имеют общую кодировку. То есть, если мы воспринимаем мир творчески, это может привести к креативному поведению.

Гибсон различал «инварианты» – постоянные качества, которые мы распознаем, чтобы идентифицировать объекты, и «аспекты» – уникальные характеристики объектов, зависящие от их расположения в пространстве и времени относительно наблюдателя. Он утверждал, что обычные люди обращают внимание на инварианты, а художники фокусируются на аспектах, видя в них потенциал для творчества. 

Способность замечать уникальные черты в обыденных вещах приводит к созданию произведений искусства. Это явление получило название «креативная перцепция», а исследования, проведенные в моей лаборатории, показали, что креативная перцепция – важный предиктор творческого потенциала. По сути, это способность человека замечать творческие элементы в себе, в других и в окружающем мире.

Что представляют собой эти творческие элементы? Тут я приведу понимание эстетической ценности в моей четырех-критериальной модели креативности Creativity.4in1. Эстетическая ценность заключается в том, что она отражает глубокую истину природы, представляет суть феноменальной реальности и обладает сложностью, выражающей внутренние противоречия. Значит, творческие элементы – это те составляющие феноменальной реальности, которые отражают фундаментальную истину природы. Распознавание этих элементов вдохновляет человека на выражение этих истин через творчество. Как же развить креативную перцепцию?

Тренинг творческого восприятия

Посещение музеев, выставок и изучение различных культур и эпох способствует насмотренности, расширяет кругозор и открывает новые горизонты для вдохновения. Но я хочу поговорить о менее очевидных способах тренировки креативной перцепции.

  • Медитация способствует концентрации и умению замечать мелочи в повседневности.
  • Ведение дневника наблюдений прокачивает внимательность к деталям. 
  • Обе эти практики в какой-то степени соединяются в «утренних страницах», о которых я уже упоминал. Это практика написания трех страниц текста каждое утро сразу после пробуждения. Ты пишешь обо всем, что приходит в голову, и учишься обращать внимание на вроде бы незначительные мысли. А именно они зачастую и приводят к наиболее интересным открытиям.

Как обычно работает сознание? В нем роится клубок мыслей, чьи начало и конец невозможно найти. Мы только хватаем одну мысль за хвост, как она, вильнув этим хвостом, прячется за другую, та сплетается с третьей. Но мы не можем записывать эти мысли одновременно – письмо работает последовательно. Мы вынуждены довести одну мысль до конца, прежде чем описывать другую. Так мы распутываем клубок и упорядочиваем мысли. 

Навык наблюдения за мельчайшими мыслями в нашем сознании может быть использован и для наблюдения за самыми незаметными аффордансами в окружающей среде.

Кстати, я пишу не фиксированное количество страниц, а определенное время – час (число страниц может быть любое). Так я позволяю себе и отвлечься, и помечтать, и наметить планы. Например, однажды в результате этой практики я задумал сложную комбинацию взаимосвязанных ивентов: персональной выставки о встрече науки и искусства, арт-перформанса по мотивам научного исследования феномена встречи, публикации стихов, используемых в арт-перформансе, и серию лекций по материалам выставки. Проведя эти мероприятия, я освободил сознание и переключился на создание книги о креативности и сопутствующих ей колонок. 

  • Еще один способ видеть аффордансы – это коллаборация. В коллективе разные люди в одной и той же среде могут видеть разные возможности.

Так что, погружаясь в себя или в коллектив, вы развиваете свою креативную перцепцию и учитесь находить аффордансы в окружающем мире. И вы их обязательно найдете!

Читайте также