Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

«Химия» добрых дел: альтруизм с точки зрения нейроэкономики  

В современном мире люди нередко занимаются волонтерством и благотворительностью, отдавая на это немалую часть своих временных и финансовых ресурсов. Что мотивирует человека безвозмездно оказывать помощь другим? И как можно увеличить количество филантропов? На эти вопросы отвечает старший научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Оксана Зинченко, объясняя, как нейроэкономика смотрит на механизмы социального взаимодействия. 

name

Оксана Зинченко

Старший научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Поведение человека в социальных группах регулируется определенными правилами – социальными нормами. Это могут быть как нормы, закрепленные официально (например, правовые), так и негласные правила (основы морали, принципы корпоративной культуры). Поведение, согласующееся с принятыми нормами, называют этическим. Человек стремится соответствовать ожиданиям, которые, как ему кажется, предъявляет окружение – близкие люди, представители «группы» (даже незнакомые), членом которой он себя считает. То есть социальные нормы – это не что иное, как самое общее, генерализованное представление о том, какому образцу поведения мы должны следовать.  

Каждый человек самостоятельно усваивает, «что такое хорошо и что такое плохо», наблюдая за «открытым», публичным поведением других людей. Он одновременно принадлежит разным социальным группам (например, семья, рабочий коллектив, сообщество болельщиков любимой команды). Вероятность восприятия определенной социальной нормы зависит от того, является ли она общепринятой для всех членов группы, и в какой степени человек чувствует себя ее значимым членом. 

Согласно теориям поведенческой экономики, социальные нормы необходимы для координации действий людей и поддержания кооперации. Кооперацию в этом ключе можно определить как стратегию поведения, направленного на взаимодействие с другим человеком и предполагающего пожертвование части собственных ресурсов для получения большей выгоды в дальнейшем. 

Предполагается, что индивид принимает такое решение, основываясь либо на прошлом опыте – «выгодно ли это было и что я получил от взаимодействия?», либо оценивая намерения и ожидания другого человека — «он думает, что я поступлю именно так, и я не хочу его разочаровывать». Группой ученого Яна Крайбича было показано, что решения, основанные на оценке намерений, тесно связаны с избеганием чувства вины – чем сильнее мы ощущаем разрыв между ожиданиями другого индивида и собственным поведением, тем сильнее чувство вины, которое мотивирует нас выбирать «компромиссные» варианты, выгодные для обоих.  

Представляется логичным, что если мы несколько раз взаимодействуем с одним и тем же человеком, мы накапливаем «статистику» хороших и плохих исходов этого взаимодействия и составляем мнение, которым можем руководствоваться в дальнейшем. Однако это работает только для повторяющихся взаимодействий, типичных в нашей повседневной жизни. В некоторых случаях человек принимает решение потратить собственные ресурсы, не анализируя прошлый опыт взаимодействия и не оценивая потенциально выгоду — безвозмездно. Такое поведение принято называть альтруистическим.

Благотворительность — хороший пример альтруизма. Что же побуждает человека поступать альтруистически? Экономист Джеймс Андреони предположил, что уже на стадии принятия решения человек подсознательно испытывает положительную эмоцию — «теплое свечение» — от совершения «доброго дела». Это подтверждают работы ученых. У людей, оказывающих помощь другим людям, ученые наблюдали повышенную активацию нейронов в такой области мозга, как вентральный стриатум, отвечающей за положительное подкрепление. Исследования, проведенные в университете Орегона, показали, что на нейрональном уровне и добровольные, и обязательные пожертвования благотворительным организациям вызывают всплеск активности в этой области, однако в случае добровольных пожертвований активность выше, что согласуется с теорией «теплого свечения». Имеет значение и фактор социальных связей: если с человеком нас объединяет принадлежность к какой-либо группе, мы с большей готовностью разделим с ним ресурсы и примем решение о взаимодействии. 

Исследования, проведенные группой Марко Якобони – известного ученого, который занимается изучением зеркальных нейронов и социального познания, показывают следующее: в мозге человека активируются разные области, когда он принимает решение пожертвовать свои ресурсы незнакомому партнеру с низким или высоким социально-экономическим статусом. Когда участникам, сделавшим пожертвование, подавляли активность дорсолатеральной префронтальной коры с помощью транскраниальной магнитной стимуляции, они делали более щедрые пожертвования партнерам с высоким социально-экономическим статусом. Если же подавлялась активность другой области – дорсомедиальной префронтальной коры – то участники делали более щедрые пожертвования игрокам с низким социально-экономическим статусом. Уровень нейронной активности в системе мозга, которая отвечает за восприятие своей и чужой боли, положительно коррелировал с величиной пожертвования. Это означает, что чем больше участники эксперимента сопереживали нуждающимся, тем больше были пожертвования.

Эмпатия и «теплое свечение», то есть положительное подкрепление от самого факта безвозмездной помощи – это мотиваторы альтруистического поведения (в том числе благотворительности). Но возможно ли повысить частоту следования социальным и этическим нормам, связанным с помощью нуждающимся? Подход «подталкивания» (nudge), предложенный Нобелевским лауреатом по экономике Ричардом Талером, предполагает, что такая возможность существует. Согласно его теории, человек принимает решение: 1) опираясь на информацию, полученную от членов группы, 2) под влиянием группы.  

Люди более склонны принять групповую норму и следовать ей, если знают, что их мнение и решения будут известны другим людям. Так называемый «эффект прожектора» (исследованный Томасом Гиловичем) приводит к склонности индивида переоценивать, насколько его поведение является объектом внимания других людей. Поскольку индивид предполагает, что его поведение находится «на виду у всех» и постоянно подвергается оценке, он стремится вести себя согласно своим представлениям об ожиданиях окружающих (например, значимой социальной группы).

Хорошей иллюстрацией того, как работает «подталкивание» служит Миннесотский эксперимент Колемана, проведенный в 1996 году. Группам налогоплательщиков были предъявлены разные формулировки, обосновывающие необходимость подавать налоговую декларацию. В одной был сделан акцент на вероятности санкций в случае неуплаты, в другой — на объекты финансирования за счет уплаченных налогов и др. Однако значимые изменения в поведении — участники чаще подавали декларацию — были обеспечены только сообщением о том, что более 90% жителей штата уже подали декларацию в соответствии со всеми требованиями.

Это означает, что информирование людей о вовлеченности членов значимой социальной группы в благотворительность и другие формы альтруистического поведения может стимулировать их к подобным действиям. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции