Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Как развивать креативное мышление

Психологи утверждают: в основе креативности лежат те же когнитивные навыки, что и в основе нашей повседневной деятельности. А значит, чтобы раскрыть свой творческий потенциал, нужно лишь научиться правильно развивать эти способности. О том, как это сделать, рассказывает доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Анатолий Хархурин.

Расшифровка видео

Здравствуйте, меня зовут Анатолий Хархурин. Я доцент департамента психологии, вышки и руководитель лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций. И сегодня я хотел бы поговорить о том, как развивать креативность. В предыдущем ролике мы уже говорили о том, что такое креативность. И я в двух словах напомню, о чем шла речь.

Само слово креативность достаточно новое в русском языке. Есть разница между креативностью и творчеством. Когда мы говорим о креативности, мы говорим о каких-то когнитивных процессах, лежащих в основе творческой деятельности. Поэтому слово креативность используется в когнитивной психологии. И сейчас, конечно, оно вышло на широкий рынок, стало модным словом. Но изначально, когда мы произносим «креативность», мы говорим о мыслительных процессах, которые лежат в основе творческой деятельности. Когда мы говорим о креативности, говорим о творчестве, мы говорим о непосредственно продуктах творческой деятельности, мы также говорим о каких-то личностных качествах творческого человека и так далее.

Основные критерии творчества и креативности (и большинство ученых на этом сходятся) – это originality или novelty, это что-то необычное, что-то новое, создание чего-то нового. И второй критерий – это utility или полезность, то есть продукт творческой деятельности должен быть или полезен непосредственно, если это какой-то девайс, или же оно должно соответствовать каким-то заданным рамкам конкретной дисциплины. Если мы говорим о физике и какой-нибудь новый Энштейн придумывает новый закон, то он не может висеть в воздухе, он должен соответствовать каким-то основным канонам дисциплины, в данном случае физики.

Вот к этим двум критериям я предложил добавить еще эстетику и аутентичность. Эстетика в первую очередь говорит о красоте, хотя в то же время и об уродстве. Но для меня эстетика – это способность творческого человека или способность непосредственно продукта творческой деятельности отражать феминологическую реальность, отражать ее не просто так, а наиболее эффективным путем, так, чтобы отражение этой реальности было достаточно сложным и в то же время пользовалось наименьшим количеством элементов. То есть как раз то, о чем я говорил про эффективность.

И четвертый критерий – аутентичность. То есть очень важно для творческих людей вкладывать себя в творческий процесс. И здесь мы, конечно, в первую очередь говорим о процессе. Художник или ученый он пропускает что-то через призму своей личности, через призму себя, своего «я», через свой внутренний мир, и это становится результатом его творческой деятельности. Иными словами, продукт творческой деятельности отражает внутренний мир художника и в общем смысле, любого творческого человека.

Так вот, продукт становится прерогативой товарно-денежных отношений, то есть мы создаем какой-то продукт, который нужно продать. В то время как креативный процесс – это именно погружение творческого человека в себя, познание себя через творческую деятельность. И вот это как раз и отражает принцип аутентичности. Но поскольку мы сегодня говорим не о креативности как таковой, а о том, как ее развивать, вернемся к ситуации.

70 лет назад, в 1950 году, Джей Пол Гилфорд, тогда он стал президентом Американской психологической ассоциации, в своем обращении к коллегам, к ассоциации, призвал их активно заняться творчеством, изучением творчества и в первую очередь изучением того, как это творчество развивать. И с тех пор очень много ученых посвятили свою карьеру, свою жизнь изучению именно креативности. И как результат было создано достаточно много разных программ по развитию креативности. Почему не так активно? один нюанс, который очень-очень важно нам понять. Этот нюанс в свое время был сформулирован как модель, которая называется Creative Cognition, или креативное познание. Эта модель была предложена в начале 90-х годов прошлого века Томасом Молдом с коллегами, и она заключается в следующем. В основе творческой деятельности лежат те же когнитивные процессы, которые и лежат в основе нашей повседневной деятельности. Решаем мы, как добраться из точки А в точку Б, решаем мы, какой бутерброд съесть на обед – все эти вопросы решаются с помощью наших когнитивных функций, то есть с помощью функций нашего сознания. Те же самые функции лежат в основе творческой деятельности. Просто эти функции развиты больше, и за счет того, что они развиты больше, люди с более развитыми вот этими функциями, вот этими процессами, когнитивными процессами, они показывают достаточно серьезные результаты своей творческой деятельности.

Главный вывод, который мы можем сделать из этих исследований, состоит в следующем. Мы все обладаем потенциалом для творческой деятельности. Но поскольку мы все пользуемся одними и теми же когнитивными процессами, когнитивными функциями, то наша задача просто эти функции развить больше, чем мы их развиваем в обычной жизни, и тогда результатом этого будет творческая деятельность. То есть в каждом из нас есть креативный потенциал, наша задача его развить.

Чья это задача? Естественно, это задача системы образования. К сожалению, система образования как раз движется в диаметрально противоположную сторону. То есть понятное дело, что маленькие дети, они суперкреативны. Но они суперкреативны не за счет того, что у них вот такой вот креативный ум, а просто из-за того, что у них нет вот этого ригидного сознания еще. Это сознание, оно просто у них еще не сформировалось. И за счет того, что у них вот эти когнитивные категории, то есть категории мышления, они немножко размыты, они говорят и делают такие вещи, которые мы, в общем-то, можем расценивать как творческие. Но они идут в школу, и школа систематически начинает это все дело у них убирать и обрубать на каждом шагу. К четвертому классу дети достигают нижней точки в своей творческой деятельности. Даже есть такой термин, опять же на английском, называется fourth grade slump. Спад к четвертому классу. Многие дети остаются не очень креативными всю свою оставшуюся жизнь. Хотя, как я уже сказал, наша задача, задача образовательных систем – именно в том, чтобы развивать креативность.

Так вот, в нашей лаборатории мы разработали такую программу. Она называется PIC – Pluralingual Intercultural Creative Keys или Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию, творческому развитию. Исследования, которые мы проводили где-то уже на протяжении 20 лет, показали, что в своей совокупности эти компетенции очень связаны, и они помогают развиваться друг другу. Если для того, чтобы развивать наш творческий потенциал, нам нужно развивать определенные когнитивные функции, то, наверное, не лишним будет узнать, какие это функции вообще и что мы должны развивать. Такие функции, как селективное внимание, то есть способность концентрироваться на важной информации и игнорировать неважную информацию, такие функции, как рабочая память, сама по себе языковая практика, она развивает целый ряд функций.

Например, человек, который владеет двумя языками, у него происходит переход одного языка в другой. И причем это происходит именно на уровне когнитивных репрезентаций, то есть концептуальных репрезентаций. И за счет этого у людей развивается дивергентное мышление, способность генерировать большое количество идей на поставленную задачу. То есть обычно нам ставят задачу, и мы всегда ищем одно решение. Мы это называем конвергентным мышлением. Конвергентное мышление имеет как раз обратную направленность. Это способность не искать одно решение. а генерировать большое количество разных решений для поставленных задач. Так вот, языковая практика, как показали наши исследования, развивает именно это.

Если у вас остались вопросы, напишите нам, разберемся вместе.


***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.