В Школе дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург стартовал набор на новую 5-летнюю бакалаврскую программу «Архитектура». Она станет одним из приоритетных направлений Школы. Выпускники программы смогут реализовать себя во всех профильных сферах – от средового дизайна до градостроительства, научатся воплощать свои самые смелые мечты в реальность. Об «архитектуре мечты» и фундаментальной подготовке в этой области IQMedia беседовал с академическим руководителем программы Сергеем Падалко.
Сергей Падалко
Aрхитектор, руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья». Среди реализованных проектов торговый комплекс «Штрих-Код», жилой дом «Люмьер», реконструкция Круглого рынка, многочисленные выставочные проекты, в том числе, в ЦВЗ «Манеж», Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее
– Сергей Валерьевич, в интервью вы сравнили проектирование с созданием большой инсталляции, в которой художественный образ соединен с функциональностью. Акцент в новой программе сделан именно на художественной ценности архитектуры?
– Владение архитектурной композицией – это главное, чему мы должны научить наших студентов. Они должны уметь жонглировать архитектурными приемами и формами, создавать впечатляющие архитектурные композиции. Ясно, что архитектурная композиция неразрывно связана с функцией проектируемого объекта. А функции и задачи в архитектуре могут быть самыми разными: от проектирования детской игровой площадки, сквера или парка до создания университетских кампусов, больших спортивных комплексов и жилых кварталов. Создание различного рода объектов – учебных заведений, музеев, театров, концертных залов, торговых центров и т.д. – объединяет общий знаменатель, архитектурная композиция.
Из другого интервью Сергея Падалко: «Архитектор отличается от „обычного человека“ прежде всего умением мечтать. Его внутренний аппарат, ответственный за мечты, развит совершенно иначе, чем у „обычного человека“. Цель, которую мы перед собой ставим, – подготовить архитекторов, способных воплотить свои мечты в реальность». Программа должна научить студентов если не летать, то немножко отрываться от земли.
– В планировании можно мыслить разными масштабами: от точечной застройки до градостроительства. Все это включено в программу «Архитектура»?
– Верно. Мышление в парадигме архитектурной композиции предполагает особое структурирование сознания. Архитектор может спроектировать все, что угодно. Архитектурное мышление – это структурирование всего и вся, укладывание в определенную систему, выявление взаимосвязей в этой системе, отделение главного от второстепенного. Результат работы архитектора должен радовать и удивлять людей.
Из паспорта «Архитектуры»: задача программы – «фундаментальная подготовка современных архитекторов, специалистов по проектированию пространства, строительству зданий и сооружений, концептуальному дизайну окружающей среды». Выпускники смогут создавать проекты различного масштаба – «от частных интерьеров до застройки целых городов», проектировать здания и пространства различнойсложности.
– Каким должен быть современный архитектор? С одной стороны, это художник, творец. С другой стороны, он должен разбираться в инженерных системах, строительной физике, материаловедении.
– Архитектор должен разбираться в очень широком круге вопросов, в том числе, во всех инженерных системах, которыми оснащаются современные здания (системах электроснабжения, водоснабжения, отопления и пр.). Архитектор должен разбираться в конструкциях зданий, понимать, как работает та или иная из них, чем работа балки отличается от работы свода или купола. Уточню: архитектор придумывает конструкцию, но не рассчитывает ее, это делает инженер-конструктор. Так или иначе, в профессиональной деятельности любому архитектору придется работать с инженерами-конструкторами и инженерами других специализаций, и наши студенты должны научиться разговаривать с ними на одном языке.
Обозначу четыре базовых элемента обучения, включенных в программу «Архитектура»:
В Вышке создается уникальная для архитектурных образовательных программ страны макетная мастерская, где будут станки с числовым программным управлением, лазерная резка, 3D-принтеры и персонал, который поможет студентам в изготовлении макетов и обращении со сложными механизмами.
При всем при этом процесс обучения должен быть «обернут» в привлекательную оболочку – творческую атмосферу, которую мы стремимся создать в Вышке в историческом здании Канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» – шедевре конструктивизма, спроектированном Яковом Черниховым. Процесс обучения архитектора непрост, требует полной отдачи и всего свободного времени, и, приходя в Вышку, в учебную мастерскую, студенты должны получать удовольствие от атмосферы, в которой находятся. Уже на первом году обучения у каждого студента будет индивидуальный стол с откидывающейся крышкой, которая поднимается и принимает как вертикальное, так и горизонтальное положение, – там можно рисовать или разместить планшет, ноутбук, чертежные принадлежности. Это своего рода модель архитектурного бюро. Иными словами, все абсолютно практико-ориентировано, все как в жизни.
– Вышка известна новаторским и одновременно очень фундаментальным подходом ко многим дисциплинам, вниманием к традициям. Как это будет реализовано на программе «Архитектура»?
– Безусловно, мы стремимся к тому, чтобы в симбиозе традиций и чего-то прогрессивного и нового создать особую атмосферу для обучения.
У нас есть genius loсi, дух места. Проект Якова Чернихова кажется очень созвучным традициям Школы дизайна ВШЭ. Новаторский подход, культивируемая творческая свобода, здоровый авангардизм – все это очень уместно в контексте новой образовательной программы.
Все преподаватели программы – практикующие архитекторы, это обязательное условие. Они понимают актуальные процессы и потребности, существующие в профессии, хорошо зарекомендовали себя в профессиональном кругу, обладают интересным бэкграундом.
– По сути, это дает студентам пропуск в профессиональную среду. Начинающие архитекторы смогут присоединиться к уже известным архитектурным бюро, быстрее погрузиться в профессию.
– Конечно, этот процесс погружения начинается уже в ходе обучения. Это же жизнь! Чем раньше познакомишься с особенностями профессиональной деятельности и профессионального сообщества, тем лучше. Мы будем на все просмотры проектов привлекать сторонних рецензентов, чтобы, во-первых, услышать суждения со стороны, а во-вторых, сформировать у студентов навыки профессионального общения. Это механизм включения в профессиональное сообщество: чем больше его представителей студенты увидят, тем быстрее произойдет их интеграция. Будет и производственная практика после четвертого курса – в известных архитектурных бюро Санкт-Петербурга и Москвы.
Из паспорта «Архитектуры»: «Студенты уже на первом курсе начинают пополнять свое профессиональное портфолио, а впоследствии работают над брифами реальных заказчиков: проектируют объекты культуры, жилые здания, объекты сектора HoReCa[индустрии гостеприимства – отелей, ресторанов и кафе], социальные, культурно-досуговые и т.д.». От курса к курсу программа набирает динамику: от создания небольших объектов учащиеся переходят к проектированию районов и крупных кластеров – с учетом современных запросов по преобразованию городской архитектурной среды.
– В программе заявлен обширный список будущих профессий для выпускников: архитектор-градостроитель, проектировщик, урбанист, дизайнер интерьера, дизайнер среды и пр. Какие ориентиры для дизайна среды вы даете, помимо того, что она должна быть комфортной, безопасной и гармоничной?
– Мы будем стимулировать наших студентов к тому, чтобы они составляли программу проектирования того или иного объекта, исходя из своих собственных представлений, личного жизненного опыта. Скажем, в дипломной работе должна быть выбрана тема, интересующая студента, локация, понятная и интересная ему, со всеми особенностями, включая те, которые вы упомянули.
– Тем самым вы помогаете студентам определиться с их творческой индивидуальностью, собственным художественным видением?
– Безусловно, потому что архитектор – очень многогранная специальность, и мы даем базовую подготовку, которая дальше может активно развиваться. Применить себя можно в широком спектре специализаций. Так, есть объемное проектирование, ландшафтная архитектура и средовой дизайн, реконструкция и приспособление зданий, дизайн жилых и общественных интерьеров, градостроительство, геймдизайн и создание виртуальной архитектуры, сценография, паблик-арт, создание музейных экспозиций и временных выставок... Я уже не говорю про классическое проектирование зданий.
«Архитектура» станет одним из приоритетных направлений Школы дизайна. Программа реализуется в партнерстве с ведущими проектными компаниями двух столиц, музеями и крупными представителями бизнеса. Подробно изучить паспорт курса и задать вопросы можно здесь.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!