Представители бизнеса часто говорят, что команда – главный актив, но на практике порой управляют сотрудниками как набором винтиков, при этом западные методики построения эффективной команды в российских реалиях нередко дают сбой. В итоге выигрывают руководители, которые оставляют подчиненным право на ошибку, не запрещают сплетни и неформальное общение, также интересуются частной жизнью тех, с кем решают рабочие задачи. Аспирант НИУ ВШЭ Елена Стегний исследовала российские особенности управления эффективной командой на основе интервью с руководителями и HR-специалистами.
Проблемы в командной работе часто возникают из-за неверных предпосылок. «Мы привыкли мыслить категориями механизмов: запустил процесс – получил результат. Но современная эффективная команда – это живой организм, где качество связей определяет общую жизнеспособность», – отмечает Елена Стегний.
В рамках своей научной работы она исследует, как устроены взаимодействия внутри команды и как функционирует рабочий коллектив в уникальном российском контексте. Елена проводит глубинные интервью с руководителями команд и HR-специалистами из разных отраслей. Объем выборки предполагается в размере 15-20 интервью на каждую изучаемую группу, в результате достигнув 40 интервью. Пока спикер проанализировала 12 из них, что позволило подвести промежуточные результаты.
Почему одни команды выгорают и распадаются, а другие демонстрируют удивительную устойчивость и креативность? По словам исследовательницы, все начинается с «фундамента». И в нашей стране он строится по особым правилам: в российских компаниях доверие основано не на организационных гарантиях, а на личных отношениях.
Это не недостаток, а особенность, с которой успешные лидеры работают осознанно. Они превращают доверие из спонтанного чувства в управляемую стратегию.
На практике это проявляется следующим образом:
Один из самых ярких инсайтов исследования касается неформальных коммуникаций. Оказалось, что успешные руководители в России не «объявляют войну» сплетням и перепискам в мессенджерах. Вместо этого они направляют поток неформального общения в безопасные и даже полезные для бизнеса русла.
«В последнее время... очень много создалось Telegram-чатов, и я почувствовала, что меня это выбешивает, потому что в очень рандомное время суток мне может прилетать [сообщение]», — делится своим недовольством один из информантов. Непостоянство и непредсказуемость таких коммуникаций порождает основную проблему — стирание границ между работой и личной жизнью при удаленном формате.
Альтернатива, которую выявила Елена Стегний, заключается в создании структурированных неформальных практик: от корпоративных мероприятий до санкционированных каналов для обсуждения нерабочих тем. Это позволяет «создать безопасное пространство» и превратить потенциально деструктивную энергию в «социальный клей», укрепляющий команду.
Исследование не вывело единственно верную формулу «эффективного управления командой». Вместо этого оно показало, как минимум три, разные, но результативные стратегии, каждая из которых работает в своём контексте:
Agile-практики – это практики, основанные на гибком подходе к работе, который разбивает большой проект на короткие циклы (итерации). В результате корректировки по результатам работы вносятся поэтапно, что позволяет быстрее и менее затратно устранить возникающие проблемы.
Объединять все три стратегии может осознанное управление коммуникациями и глубокая адаптация не по существующим традиционным научным теориям, а под реальный российский социокультурный контекст. То есть это некоторая «персонализация» в рамках национальных особенностей в управлении бизнесом, отмечает Елена Стегний.
Как измерить «качество связей»? От абстракций к индикаторам
Основная сложность для бизнеса — переход от красивых слов к конкретным метрикам, пусть иногда и субъективным. Елена Стегний предлагает перестать рассуждать абстрактно и смотреть на конкретные индикаторы.
Чтобы оценить доверие, задайте вопросы:
Чтобы оценить роль руководителя, посмотрите, во-первых, на его адаптивность: меняет ли он стиль управления под ситуацию? Кроме того, важно учитывать его способность развивать самоорганизацию команды. Которая в том числе происходит и с помощью обратной связи. Другими словами, следует уделить внимание тому, как руководитель работает с обратной связью — дает ее и принимает.
Чтобы оценить неформальные коммуникации, проанализируйте:
Пока обобщенные в ходе исследования рекомендации по формированию эффективной рабочей команды с точки зрения практик взаимодействия от представителей бизнеса выглядят так:
Так, по словам Елены Стегний, после анализа собранных данных можно вывести следующую «формулу успеха»:
Достижение целей × Уровень доверия × Синергия взаимодействий.
Инвестиции в выстраивание этих связей — самые важные и окупаемые инвестиции в бизнес-результат, который «имеет человеческое лицо», добавила эксперт.
Автор: Ирина Пряничникова, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!