Материал опубликован в рамках спецпроекта по информсопровождению конкурса инновационных проектов молодых ученых, продюсер – Ольга Ворон, заместитель директора Дирекции Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
В последнее время в сфере лидерства и работы на руководящих должностях происходят изменения: меняются качества, которыми должен обладать руководитель, и меняются задачи, которые руководителям приходится решать. Насколько существенны эти изменения? Верно ли утверждение «лидерами не рождаются, ими становятся»? С какими задачами и вызовами сталкиваются руководители?
Ученые Научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) провели исследование «Новые задачи в деятельности руководителей в 2020–2023 гг. как маркер запроса на новые компоненты человеческого потенциала в контексте технологической, культурной и организационной трансформации в сфере здравоохранения»*, в котором изучили личные качества лидеров и тенденции их работы.
Успех практически любой компании во многом зависит от ее руководителя, ведь именно начальник грамотно и эффективно выстраивает траекторию развития бизнеса и искусно управляет коллективом. С одной стороны, важнейшая функция руководителя – командовать, отдавать приказы и поручения. Однако с другой стороны, нужно уметь увидеть потенциал в сотрудниках, поддержать направление мысли и прислушаться к мнению.
Сфера здравоохранения была выбрана неслучайно: во-первых, она является одним из ключевых факторов формирования у населения восприятия уровня заботы со стороны государства. Во-вторых, оказывает прямое влияние как на количество работоспособного населения, так и на количество людей, нуждающихся в поддержке со стороны государства.
В исследовании удалось не только изучить трансформацию системы управления процессами и проектами на примере сферы здравоохранения, но и составить портрет идеального руководителя. Исследование состояло из двух частей - эмпирической (интервью с руководителями) и теоретической (сравнение данных с предыдущими годами). В интервью, специально для которого эксперты разработали особую структуру опроса, приняли участие руководители разного профиля: главные врачи московских и региональных больниц, владельцы крупных медицинских сетей и министр здравоохранения регионального уровня. Такая выборка была сделана с целью рассмотреть вопрос с разных ракурсов.
Большой интерес экспертов был также прикован к лидерским качествам руководителей. Одна из гипотез исследования была в том, что существует определенный набор качеств, присущих каждому лидеру, и этим качествам можно научиться. Особое внимание было уделено понятию «человекоцентричность». В деструктурированном и требующем постоянной включенности человека мире значение человекоцентричного подхода руководителя уверенно возрастает.
Вследствие внешних факторов организации постоянно меняются, что требует от сотрудников не только учитывать эти изменения, но и участвовать в них. Именно человек становится главной «несущей конструкцией» организации. Более того, руководители в сфере здравоохранения осознают, что правильная коммуникация в нынешних условиях необходима не только с пациентами (что предполагает медицинское понятие «пациентоцентричность»), но и с родственниками пациентов, а также с коллегами-работниками. Руководителю необходимо уметь отстаивать свою точку зрения во внешнем поле и быть истинным представителем своего коллектива.
От структуроцентричности к человекоцентричности
В ходе исследования эксперты пришли к выводу, что довольно большое количество вызовов и задач, стоящих перед руководителями медицинских организаций, существуют уже не первый год и даже не первое десятилетие. Мы поговорили с одним из авторов исследования, экспертом лаборатории человекоцентричности и лидерских практик Олегом Самольяновым:
Олег Самольянов
Эксперт лаборатории человекоцентричности и лидерских практик.
«Не так много изменилось и на уровне вызовов, и на уровне реакций на вызовы. В ходе исследования мы увидели, что в сравнении с 2010 годом проблематика осталась. Система здравоохранения оказалась достаточно устойчивой — это обеспечивается, в первую очередь, качественным подходом к работе самих медицинских работников. Система показала и относительную для здравоохранения гибкость: в условиях изменяющейся реальности при пандемии врачи смогли сделать свою работу максимально оперативной без потери качества. Единственным новым вызовом стал информационный. Большое внимание в нынешних обстоятельствах уделяется развитию аккаунтов больниц и врачей в социальных сетях и комплексной цифровизации услуг».
В условиях изменяющейся реальности врачам удалось найти решения, которые доказали свою эффективность и используются по сей день. Например, в период пандемии в одной из московских больниц были созданы мгновенные совещания по сложным случаям. Врач, столкнувшийся с непонятной ситуацией и неуверенный в своих дальнейших действиях, писал в общий чат своей больницы и буквально сразу же собирался врачебный консилиум, на котором обсуждались такие неоднозначные кейсы. Сейчас данная практика трансформировалась в еженедельные совещания специалистов по всей стране, на которых медицинские работники рассматривают случаи, требующие особо пристального внимания и взгляда с разных сторон.
Эксперты отмечают, что изменился потрет идеального руководителя медицинского учреждения по сравнению с аналогичным исследованием 2010 года. Помимо навыков коммуникабельности, адаптивности, объективности, открытости и ответственности в модели проявились элементы человеческого потенциала, направленные на взаимоотношения с людьми, такие как «любовь к людям», «эмпатия», «открытость», «способность объединять людей», что подтвердило важность человекоцентричного подхода.
*Проект выполнен при финансовой поддержке Фонда развития прикладных исследований НИУ ВШЭ в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!