Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

От стресса к росту: как построить позитивную систему оценивания в школе и университете

Оценивание — это система, которая до сих пор вселяет ужас и в детей, и во взрослых. Современное образование стремится уйти от стрессовой ситуации к развивающей обратной связи. Но как этого достичь, если ученики и студенты по-прежнему тревожатся перед экзаменами, а преподаватели не всегда понимают, как оценивать мягко, но объективно? О том, почему мы боимся оценок, что такое критериальное оценивание и как превратить контроль в инструмент обучения, рассказала кандидат педагогических наук, доцент Центра поддержки цифрового обучения Института образования ВШЭ Мария Лытаева на вебинаре «Опять двойка? Как организовать эффективное оценивание без стресса».

Оценивание — неотъемлемая часть образовательного процесса, тесно связанная с эмоциями и уровнем стресса студентов и учеников. «Контроль — это часть нашего существования. Однако одно дело — самоконтроль, а другое — оценивание и контроль со стороны другого человека», — отмечает Мария Лытаева.

Почему ситуация оценки так дискомфортна? По словам эксперта, оценивание почти всегда связано со стрессом. Во время учёбы, как в школе, так и в университете, когда мы приходили домой, первым вопросом после «Ты поел?» всегда был: «Какую оценку ты получил?». Это вызывает неприятные эмоции, потому что, если ребенок получил пятерку — он молодец. Если двойку — «всегда был двоечником», отмечает Мария Лытаева.

Согласованность обучения и оценивания как ключ к успеху

Оценивание всегда связано с эмоциями. В ходе интерактивного опроса участников вебинара Мария Лытаева выяснила, что в типичных ситуациях образовательного контроля наибольшее волнение у аудитории вызывают:

  • ожидание результатов экзамена, от которых зависит трудоустройство;
  • ситуация, когда ученик приложил много усилий, но получил оценку ниже ожидаемой;
  • публичное оглашение результатов перед всей группой или классом.

Любое оценивание не является первостепенным действием. Сначала преподаватель задаёт задачу: и уже на этом этапе важно предвидеть результат. Желательно, чтобы задание было чуть сложнее среднего уровня, чтобы обеспечить «вызов», но не допустить расстройства, отмечает эксперт.

Главный принцип, без которого бесполезно двигаться дальше, — согласованность. Результаты обучения и задания должны контролировать ровно то, чему мы хотим обучить. Формат этих заданий должен быть привычной активностью, постоянно присутствующей в процессе обучения.

Например, если на занятиях по истории студенты всегда читали тексты и отвечали на вопросы, а на контрольной работе им вдруг предлагают написать эссе, результаты будут низкими. Студенты испытывают стресс, потому что они ни разу не сталкивались с такой формой работы. Другой пример — экзамен на получение водительских прав: студенты заранее знают и материал, и формат теста. Для правильного выполнения, конечно, требуется память и логика, но нет неожиданности в самом формате контроля.

От оценки обучения — к оцениванию как обучению

Что же может прийти на смену устаревшей модели? Альтернатива уже существует и активно внедряется в передовой педагогической практике. Речь идёт об эволюции от единственной функции оценки — оценки результата обучения, — к оцениванию как неотъемлемой части взаимодействия преподавателя и обучающегося. Иными словами, переход к формирующему оцениванию.

Новую парадигму оценивания можно описать так:

  1. Оценивание обучения — итоговый контроль, измерение успеваемости,  мониторинг усвоения материала.
  2. Оценивание для обучения — мониторинг прогресса, формирующее оценивание, которое дает информацию студенту об его успехах  и открывает пространство для дальнейшего развития.
  3. Оценивание как обучение — самооценка и взаимооценка, когда студент сам становится активным участником процесса.

Именно второй и третий подходы мотивируют студента к активному занятию тем или иным предметом и повышают уровень осознанности.

Когда школьник или студент сам умеет контролировать процесс оценивания, происходит несколько важных изменений:

  • Снимается страх перед ошибкой. Ошибка перестает быть неудачей, за которую последует наказание в виде плохой оценки, и становится объектом для анализа и точки роста.
  • Формируется метапознание. Студенты и школьники развивают способность критически оценивать собственную работу, понимать, что они знают, а что нет, и самостоятельно планировать свои следующие шаги в обучении. Это навык, который остается с ними на всю жизнь.
  • Повышается ответственность и самостоятельность. Студенты берут на себя ответственность за свой прогресс, переставая быть пассивными объектами контроля.
  • Оценка становится максимально прозрачной и понятной. Работая с критериями оценивания, школьники и студенты начинают четко понимать, что именно от них требуется и как выглядит качественная работа.

Критериальное оценивание: прозрачность вместо субъективности

Один из ключевых инструментов современного оценивания — использование критериальных рубрик:

  • Чек-лист — это список конкретных пунктов, которые помогают контролировать выполнение задания. Он упрощает планирование, самоконтроль и оценку этапов работы, обеспечивая четкое понимание, что должно быть выполнено и каким образом. 
  • Рейтинговая шкала оценивает выполнение каждого критерия по уровню его проявления (например, по шкале от 0 до 3). Показывает не просто наличие того или иного критерия, но и то насколько хорошо он выполнен. Итоговый балл в данном случае – это сумма оценок по всем критериям. 
  • Холистическая рубрика служит для общей оценки выполнения задания учащимися. Вместо разделения на несколько отдельных критериев, она включает один общий, который комплексно описывает все элементы работы. 
  • Аналитическая рубрика, напротив, разбивает работу учащегося на отдельные компоненты и оценивает каждый из них по специальным критериям. 

Можно выделить основные преимущества критериальных рубрик:

  • повышение открытости и доверия к результату;
  • возможность самооценивания;
  • основа для качественной обратной связи;
  • выравнивание требований между разными преподавателями.

10 принципов формирующего оценивания

Существуют научно обоснованные принципы формирующего оценивания. Если изложить их кратко, то такое оценивание должно быть:

  • Обезличено. Оценка должна касаться работы, а не личности ученика. Исследования показывают, что когда критика направлена на действие, а не на человека, это снижает тревожность и помогает сосредоточиться на исправлении ошибок.
  • Связано с учебным процессом. Контрольные задания должны проверять именно те навыки, которые отрабатывались на уроках.
  • Включать обратную связь. Вместо просто балла ученик получает комментарий о том, что сделано правильно, а где требуется доработка. По данным психологов, такая обратная связь значительно ускоряет процесс обучения.
  • Нацелено на будущее (принцип feedforward). Важно не только указать на ошибку, но и дать конкретные рекомендации, как улучшить результат в следующий раз.
  • Фокусироваться на обучении, а не на баллах. Главная цель — понять, усвоен ли материал, а не накопить как можно больше оценок. Это смещает акцент с отметки на реальные знания.
  • Быть гибким. Преподаватель может использовать разные форматы проверки такие, как проекты, презентации, тесты, что учитывает сильные стороны разных студентов.
  • Оперативным. Обратную связь нужно давать быстро, пока материал еще свеж в памяти. Это позволяет сразу скорректировать недочеты.
  • Регулярным. Частые, но небольшие проверки помогают постоянно отслеживать прогресс и предотвращают накопление пробелов в знаниях.
  • Доброжелательным. Оценка выставляется в уважительной форме, чтобы мотивировать, а не отпугнуть. Психологический комфорт повышает готовность ученика работать над ошибками.
  • Может использовать игровые элементы. Баллы, бейджи, рейтинги — элементы геймификации повышают вовлеченность и превращают рутинную проверку в интересную задачу.

Переход к формирующему оцениванию снижает стресс, повышает качество обучения и готовит студентов к самостоятельной работе с результатами своей деятельности, что в конечном счете полезно как для педагога, так и для ученика, подчеркивает Мария Лытаева.

Авторы: Альфиери Франческа Свева и Ирина Пряничникова, исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ