Оценивание — это система, которая до сих пор вселяет ужас и в детей, и во взрослых. Современное образование стремится уйти от стрессовой ситуации к развивающей обратной связи. Но как этого достичь, если ученики и студенты по-прежнему тревожатся перед экзаменами, а преподаватели не всегда понимают, как оценивать мягко, но объективно? О том, почему мы боимся оценок, что такое критериальное оценивание и как превратить контроль в инструмент обучения, рассказала кандидат педагогических наук, доцент Центра поддержки цифрового обучения Института образования ВШЭ Мария Лытаева на вебинаре «Опять двойка? Как организовать эффективное оценивание без стресса».
Оценивание — неотъемлемая часть образовательного процесса, тесно связанная с эмоциями и уровнем стресса студентов и учеников. «Контроль — это часть нашего существования. Однако одно дело — самоконтроль, а другое — оценивание и контроль со стороны другого человека», — отмечает Мария Лытаева.
Почему ситуация оценки так дискомфортна? По словам эксперта, оценивание почти всегда связано со стрессом. Во время учёбы, как в школе, так и в университете, когда мы приходили домой, первым вопросом после «Ты поел?» всегда был: «Какую оценку ты получил?». Это вызывает неприятные эмоции, потому что, если ребенок получил пятерку — он молодец. Если двойку — «всегда был двоечником», отмечает Мария Лытаева.
Оценивание всегда связано с эмоциями. В ходе интерактивного опроса участников вебинара Мария Лытаева выяснила, что в типичных ситуациях образовательного контроля наибольшее волнение у аудитории вызывают:
Любое оценивание не является первостепенным действием. Сначала преподаватель задаёт задачу: и уже на этом этапе важно предвидеть результат. Желательно, чтобы задание было чуть сложнее среднего уровня, чтобы обеспечить «вызов», но не допустить расстройства, отмечает эксперт.
Главный принцип, без которого бесполезно двигаться дальше, — согласованность. Результаты обучения и задания должны контролировать ровно то, чему мы хотим обучить. Формат этих заданий должен быть привычной активностью, постоянно присутствующей в процессе обучения.
Например, если на занятиях по истории студенты всегда читали тексты и отвечали на вопросы, а на контрольной работе им вдруг предлагают написать эссе, результаты будут низкими. Студенты испытывают стресс, потому что они ни разу не сталкивались с такой формой работы. Другой пример — экзамен на получение водительских прав: студенты заранее знают и материал, и формат теста. Для правильного выполнения, конечно, требуется память и логика, но нет неожиданности в самом формате контроля.
Что же может прийти на смену устаревшей модели? Альтернатива уже существует и активно внедряется в передовой педагогической практике. Речь идёт об эволюции от единственной функции оценки — оценки результата обучения, — к оцениванию как неотъемлемой части взаимодействия преподавателя и обучающегося. Иными словами, переход к формирующему оцениванию.
Новую парадигму оценивания можно описать так:
Именно второй и третий подходы мотивируют студента к активному занятию тем или иным предметом и повышают уровень осознанности.
Когда школьник или студент сам умеет контролировать процесс оценивания, происходит несколько важных изменений:
Один из ключевых инструментов современного оценивания — использование критериальных рубрик:
Можно выделить основные преимущества критериальных рубрик:
Существуют научно обоснованные принципы формирующего оценивания. Если изложить их кратко, то такое оценивание должно быть:
Переход к формирующему оцениванию снижает стресс, повышает качество обучения и готовит студентов к самостоятельной работе с результатами своей деятельности, что в конечном счете полезно как для педагога, так и для ученика, подчеркивает Мария Лытаева.
Авторы: Альфиери Франческа Свева и Ирина Пряничникова, исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!