Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Как научиться искусству самопрезентации

Что такое самопрезентация личности? Как управлять впечатлениями окружающих о себе? Правда ли, что вся жизнь — театр, а люди в нем — актеры?

На эти и другие вопросы в новом выпуске рубрики LessON отвечает Наталья Корягина — старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ.

***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.

Расшифровка видео

— Меня зовут Корягина Наталья Александровна, я старший преподаватель департамента психологии факультета социальных наук ВШЭ, преподаю курсы по самопрезентации и убеждающей коммуникации. Также являюсь членом научно-учебной группы по психологии организационной коммуникации.

Сегодня мы с вами поговорим о проблемах самопрезентации личности. Я думаю, что многие уже слышали об этом феномене, об этом термине, он используется достаточно давно. Сегодня мне хотелось бы поделиться некоторыми теоретическими и практическими моментами, которые на сегодняшний день наработаны по проблеме самопрезентации.

Как мы готовимся выйти в свет

Прежде чем переходить к научной части, поговорим о житейском понимании самопрезентации. Для начала вспомните, как вы утром встаете и смотрите на себя в зеркало. Или что вы делаете, как-то готовитесь, дополнительно что-то для себя надеваете, либо продумываете слова и выражения, которые вы будете говорить, когда вы идете, например, на вечеринку к друзьям, либо когда готовитесь к деловой встрече. И это не случайно, так как мы хотим быть лучше, чем есть на самом деле. Выглядеть более презентабельно, выглядеть дружелюбными, располагать к себе, поднимать настроение в компании друзей, либо выглядеть более профессионалами в своем деле. И все это помогает нам создать определенное о себе впечатление.

Мы готовимся. Это может быть наш внешний вид, одежда, гардероб, это может быть и словесная информация, словесное сообщение, которое мы тоже готовим заранее. И таким образом, отвечая на вопрос, а зачем мы готовимся заранее, мы можем отвечать бесконечное количество вариантов, для чего нам это нужно. И вот, когда мы собрали статистику ответов на этот вопрос, мы разделили все ответы на две условные категории.

Первая категория – это категория для других, то есть люди отвечали «я хочу понравиться кому-то» или «мне приятно, что человеку со мною весело, я хочу поднять настроение», и так далее.

Другая категория ответов – это ответ «для себя»: например, «мне нравится, чтобы на меня все смотрели или я хочу быть самым остроумным в этой компании», и самые разные варианты. И отвечая на этот вопрос, конечно, мы понимаем, что пытаемся реализовать ряд своих потребностей: быть в центре внимания, в своей самореализации, в признании, в конце концов, и все это отражается в наших внутренних мотивах, желаниях и  целях.

Но несмотря на то, что наше поведение регулируется внутренним порывом, стремлением, целями, оно естественно корректируется и обстоятельствами, ситуацией, в которой происходит это наше взаимодействие. Также к внешней мотивации или к внешним обстоятельствам, которые помогают нам скорректировать свое поведение и в той или иной форме выражать свои потребности, свои желания относятся и  некоторые ритуальные процедуры. Например, к ритуалам относится приветствие, которое принято в той или иной компании, на работе. В семье все эти моменты мы относим к внешней мотивации, к внешним факторам.

Таким образом, когда мы хотим о себе создать какое-то впечатление, это может быть осознанным или неосознанным, то есть мы знаем о том, что именно мы хотим получить от нашего окружения, или мы об этом не задумываемся. В любом случае, мы передаем информацию другим людям о себе, и так или иначе, у них формируется определенное представление о нас самих.

Теоретическая подоплека искусства самопрезентации

И сейчас давайте подойдем уже к научному пониманию проблемы самопрезентации. И вот здесь хочется рассказать об авторе теории самопрезентации, это Ирвинг Гофман, известный американский социолог, который в 1959 году и ввел одноименное понятие. Его работа была посвящена исследованию знаковой активности людей – имеется в виду символическая активность, когда люди при помощи каких-то житейских приемов, слов, поведения, привычек, жестов, передают о себе впечатление окружающим, им нравится ответная реакция о себе и они эти приемы запоминают и дальше используют в своей жизни. Его работа, которая называется «Представление себя в окружающей жизни, или Представление себя для других», она действительно имеет фундаментальное значение для теории самопрезентации личности даже в настоящее время. 

Итак, обращаясь более подробно к концепции социальной драматургии, при помощи которой Гофман описал понятие самопрезентации, хочется немножко рассказать, какие термины он там использовал. Например, самопрезентацию он представлял как некий концепт, как какие-то поведенческие акты, какие-то вербальные слова, которые люди используют для того, чтобы передать о себе определенное впечатление.

Самопрезентация – это управление впечатлением о себе. 

И вот исходя из данного понимания Гофман интересовался именно произвольной самопрезентацией. С его точки зрения, вся наша жизнь подобна театру, и люди являются актерами, актеры выполняют определенную роль, которая для них заготовлена или которую они для себя продумали. Исходя из этих представлений, Гофман разработал пошаговый механизм создания этой самопрезентации. Согласно его теории, существует три шага. Первый шаг – когда мы представляем какую-то маску, какую-то роль для себя, мы думаем, какие мы будем использовать слова, как будем одеваться, какое у нас будет поведение, жесты. Далее на следующем шаге мы продумываем динамику, как именно мы будем в этом контексте с этими людьми в этой ситуации воплощать эту свою роль, которую мы задумали. Третий шаг – когда наша роль начинает исполняться, когда мы начинаем играть эту роль. Мы пришли на вечеринку в определенном платье, мы хотим произвести впечатление, соответственно, мы широко улыбаемся и видим ответные реакции окружающих. Для нас получается, что роль удачно сыграна, и мы ее кладем в копилочку своего образа я. Таким образом, когда мы понимаем, что роль удачно сыграна, мы продолжаем ее оттачивать, и она становится частью нашей личности, частью нашего образа.

Согласно Гофману, у людей существует большое разнообразие этих ролей, этих масок, думаю, слышали это выражение, и мы эти маски меняем, в зависимости от ситуации и в зависимости от людей, с которыми мы общаемся.

Зачем уметь себя преподнести

Обратимся к следующему вопросу, который связан с некоторыми структурными моментами и с функциями самопрезентации личности. Зачем вообще нам этот феномен нужен в жизни? Можно сказать, в практической части все достаточно просто. Для того чтобы впечатлить окружающих людей и добиться от них желаемого поведения. И вот, обращаясь к структурным моментам, давайте задумаемся, а почему наша самопрезентация, какой-то внешний вид, какие-то слова, они действительно имеют значение, имеют смысл для нашего окружения, для людей, и они ведут себя  определенным образом. 

В самопрезентации выделяются два фактора: мотивационный, связанный с мотивами, внутренними и внешними, и как раз с некоторыми нашими потребностями. Второй компонент или второй фактор, он когнитивный, это наше знание. Я уже говорила о том, что когда мы идем на какое-то важное для нас выступление, на какую-то вечеринку, мы заготавливаем или продумываем некоторые слова, которые будем говорить. Если идем на какое-то научное, профессиональное мероприятие, переговоры, мы продумываем само сообщение, знание, которое мы хотим передать, оно также входит в самопрезентацию человека.

Почему я говорю именно о самопрезентации, а не о презентации? В коммуникативных теориях, например, в работе Куницыной Валентины Николаевны, профессора Петербургского университета, она говорит о презентации, то есть способности людей из разных сфер деятельности, высоких профессионалов демонстрировать или продавать определенный товар, определенную сферу услуг. А когда мы говорим о самопрезентации, здесь уже мы попадаем в более узкую коммуникативную ситуацию, мы попадаем в ситуацию воздействия на аудиторию, на человека, и когда мы что-то произносим, что-то говорим, мы это произносим не с точки зрения какой-то чистой доски, а от себя, мы несем этот самый я-посыл.

Мы с вами говорили о я-образе, о тех масках, и самопрезентация, хотите вы этого или нет, в контексте коммуникации возникает всегда. Отсюда важный совет. Когда вы с кем-то о чем-то договариваетесь, выступаете перед кем-то или просто куда-то идете, феномен самопрезентации всегда возникает. Поэтому необходимо знать о нем, понимать, что он всегда присутствует и воздействует на окружающих людей.

В заключении хочется еще пару слов сказать о современном исследовании самопрезентации в онлайн формате. Помимо компонентов, которые мы с вами только что обсудили, это мотивационные и когнитивные компоненты, у нас есть желание и стремление что-то рассказать, и что именно рассказать в онлайн самопрезентации присутствует еще такой важный компонент, как фотография.

Дело в том, что фотография сама по себе также состоит из двух моментов. Это само содержание фотографии и текст, который вы подписываете после этой фотографии. И можно сказать, что визуальная самопрезентация онлайн демонстрирует ваш реальный социальный статус. Например, если у вас на страничке есть много фотографий категории я и другой, категории работа, то для определенного сообщества профессионалов вы будете иметь достаточно высокий статус, переводя на онлайн-язык, количество лайков у вас будет высокое. Однако, если вы для этого же профессионального сообщества будете выкладывать фотографии пейзажей, натюрмортов, животных, цветочки, конечно, вы будете иметь более низкий статус, количество лайков у вас будет гораздо ниже.

Также в онлайн самопрезентации важным компонентом является особенности использования профессиональных слов, жаргона и принятых в данном интернет-сообществе выражений и тем.

Проблема самопрезентации развивается на практике и во ВШЭ. На дополнительных курсах, которые провожу я, называются они «Самопрезентация и убеждающая коммуникация», мы изучаем не только теоретические основы, о которых я с вами сегодня уже говорила, самопрезентации личности, но мы и включаем и практическое освоение терминологии, для того чтобы вы могли находить язык практически с любым человеком.